Создатель первого российского конструктора прототипов сайтов Structura. app рассказал, как развивал свой сервис, сколько стоила разработка и стал ли проект приносить прибыль.
Чем ты занимался до создания сервиса Structura. app?
Основной мой бизнес — ИТ-компания «Искусство Автоматизации». Мы разрабатываем программное обеспечение: от бизнес-анализа и дизайна до тестирования и поддержки проекта. Также у нас есть дочернее направление — создаём чат-ботов.

В ИТ-компании я работаю с крупными B2B-контрактами. Такие проекты приносят большие деньги, но процесс работы с ними слишком долгий: несколько месяцев согласования, подписание контракта, в итоге оплата приходит только через полгода
Со временем я устал от того, что проекты для крупных клиентов занимают много времени, а деньги приходят с задержкой. Хотелось создать ещё что-то, где я буду зарабатывать быстрее и проще. Так появилась идея сервиса по подписке: клиент платит 700 рублей, пользуется продуктом, а деньги сразу приходят на мой счёт.
С чего ты начал создание проекта?
Сначала я попытался для себя сформулировать идею — описать, что хочу и как это будет выглядеть. Создал личный телеграм-канал без подписчиков и записывал туда мысли. Идею формулировал несколько недель, потому что важно было продумать и учесть нюансы проекта. Например, я изучал, как спроектировать юзерстори — краткое описание того,
Когда пришла в голову идея, не спешите её реализовывать. Лучше сделайте следующее:
Поищите на рынке похожие продукты. Бывает, что вашу мысль уже реализовали
Переспите с идеей. Часто мысли, которые приходят вечером, наутро оказываются бредом.
Расскажите трём друзьям. Запишите реакцию и проанализируйте её. Возможно, друзья натолкнут вас на мысль, что чего-то не хватает.
Поделитесь с мамой. Сформулируйте идею так, чтобы не возникало вопросов.
Спросите себя: «Чего не хватает для реализации?»
После того как я сформулировал идею и описал её для себя, я нанял аналитика. Он перевёл мои мысли в техническую документацию и техзадание для программиста. Сейчас я поступил бы по-другому. Как говорят в стартап-сообществе, «сначала создайте что-то минимальное, на коленке, протестируйте это на рынке, получите обратную связь и затем дорабатывайте продукт».
Для проекта использовал личные деньги и средства моей ИТ-компании, потому что на тот момент я не хотел привлекать инвесторов.
Почему ты решил создать именно конструктор прототипов сайтов?
Изначально я хотел создать сервис, который будет только краулить — сканировать чужие сайты и визуально отображать их структуру. Это был бы прототип, где показано: как связаны страницы, что на них размещено, какие блоки используются. Мне казалось, что такой продукт будет востребован, так как на рынке не было похожих инструментов.
Когда маркетолог создаёт сайт для компании, у него появляются вопросы: сколько страниц будет на сайте, какие блоки расположить, о чём писать. Можно вручную изучать страницы конкурентов, но это долго и неудобно: нужно всё записывать и систематизировать. Я решил сделать сервис, который экономит время — нажимаешь пару кнопок и сразу появляется нужная информация.
Собрал команду, создал первую версию сервиса и провёл 50 интервью с потенциальными пользователями — маркетологами и айтишниками. Фидбэк оказался неожиданным: пользователи хотели не только видеть прототип сайта, но и редактировать его под свои задачи или создавать свой собственный сайт. Мы учли эти комментарии, доработали продукт и выпустили первый русскоязычный конструктор прототипов сайтов — Structura.app.
Как работает сервис?
Прототип сайта можно создать тремя способами: с чистого листа, из шаблонов или на основе готовых сайтов. Прототип можно редактировать: удалять или добавлять блоки, оставлять комментарии, изменять названия.
В одной из статей на VC ты писал, что ваш инструмент ускоряет разработку сайта на 30−80% в зависимости от проекта. Из-за чего такие результаты?
Во время создания продукта я провёл сотню интервью с предпринимателями, дизайнерами и программистами. У каждого респондента я спрашивал: «Как вы создаёте сайт?» Ответы были совершенно разными. Не было понятного сценария: делай раз, делай два, и ты получишь сайт. Каждый действовал по-своему.

Мы помогаем выгрузить из головы идею и визуализировать её. В нашем сервисе это сделать проще, чем в онлайн-досках или текстовых редакторах: фиксируете мысль, показываете команде, получаете обратную связь и быстро согласовываете детали.
Дальше — передача задания. У нас это делается одной кнопкой: всё с именами и комментариями, без лишних настроек. Исполнители могут тут же задать вопросы или внести изменения. Весь цикл — от идеи до согласования — проходит вдвое быстрее.
Сервис упрощает работу и дизайнерам. Дизайнер думает: «Я скину макет из Фигмы заказчику, и он всё поймёт». Заказчик может первый раз видеть Фигму и не знать, куда смотреть
Разработку ускоряет краулинг. Один из наших клиентов, владелец арт-галереи, систематизировал каталог произведений искусства для сайта, с коллекцией в 50 тысяч единиц. Вручную такой объём проанализировать нереально. У вас 20 сайтов, на каждом от 50 до 500 тысяч товаров. Чтобы понять, как там выстраивается иерархия, нужно скачивать сайты, смотреть и группировать их. В нашем сервисе это происходит автоматически, поэтому мы экономим заказчику время и нервы.
Один из клиентов систематизировал каталог произведений искусства с коллекцией в 50 тысяч единиц
Сколько денег и какие ресурсы понадобились для создания продукта?
Для старта проекта потребовалась команда: бэкенд- и фронтенд-разработчики, тестировщик и дизайнер. Также нам нужно было место для хостинга сервера.
Мы использовали внутренние ресурсы ИТ-компании и сократили затраты. Вместо аренды новых серверов мы разместили сервис на тех, что уже были, сформировали команду из штатных сотрудников, распараллеливали процессы.
Конкретную сумму вложений раскрывать не буду, но, если бы у нас заказали такой проект сегодня, разработка стоила бы примерно 10 миллионов рублей.
Как ты рекламировал проект?
Я продвигал проект на бесплатных площадках, даже составил собственный список таких. Публиковал статьи на VC: одна из первых набрала 11 тысяч просмотров и привела первых клиентов.
На старте важно потратить минимум усилий, чтобы получить максимум охвата и обратной связи. В методичках часто пишут, что ваша идея должна быть настолько прорывной, чтобы сразу собрать толпу, готовую заплатить. В жизни так происходит у одного из тысячи. Важно понимать, что не все отклики — готовность сразу купить. Люди будут обсуждать ваш проект: хвалить, ругать, задавать вопросы. Это нормальный процесс, и из этого нужно извлечь полезную информацию.
На старте важно потратить минимум усилий, чтобы получить максимум охвата и обратной связи
Если из тысячи просмотров статьи 900 человек перейдут на сайт, значит, статья о вашем стартапе их зацепила — возможно, заголовком или идеей. Если много комментариев — люди хотят обсудить тему. Важно читать комментарии, чтобы понять, что конкретно обсуждают.
Я выделил для себя несколько способов привлечь трафик на ранних стадиях:
- рассказ о продукте на площадке для стартапов Product Radar;
- статья на VC + Пикабу;
- статья и видео на Дзене;
- видео на Ютубе;
- видео в Инстаграме* и в ВК.
Когда проект стал приносить доход и вышел на самоокупаемость?
Проект долго не приносил денег, потому что мы не могли настроить правильное ценообразование: в стартапах бывает сложно оцифровать ценность продукта и привязать её к тарифам.
Мы поняли, что рынок для нашего сервиса оказался меньше, чем ожидали. Поэтому развиваем функционал и улучшаем сервис, чтобы мотивировать людей покупать подписку.
Наша юнит-экономика сейчас положительная: с одного клиента зарабатываем больше,
Какие уроки ты усвоил на старте?
Вы перестанете развиваться, как только появится уверенность, будто вы знаете, что делать. Нужно всегда искать способы улучшать себя и свой продукт. Мне нравится подход: выписывать плюсы и минусы любого решения, рассматривать ситуацию с разных сторон.
Важно как можно быстрее получать обратную связь от аудитории: понимать, что им нужно, а что нет. Главное — не бояться. Даже если кажется, что вы зря теряете деньги, помните: вы накапливаете опыт. Этот опыт в будущем принесёт гораздо больше пользы, чем ожидаете.
* Компания Meta, которой принадлежит Инстаграм, признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации