Дизайнер с дипломом врача о том, как решиться на смену профессии, работе в бренд-медиа «Пей таблетки» и особенностях контента в медицинской тематике.
Почему ты решила не работать врачом?
Я заканчивала Сеченовский университет по специальности «Лечебное дело», но всё ещё не знала, каким специалистом стать и хочу ли оставаться в профессии вообще. Думала про психиатрию, неврологию, эндокринологию, но ничем из этого не горела. Направления были интересны, но не настолько, чтобы посвятить им жизнь. Было сложно выбрать, поэтому после окончания универа решила сделать паузу и поработать.
Другим фактором были деньги. Учёба в ординатуре стоит 300 тысяч в год, у меня их не было. Год передышки помог бы накопить деньги или уйти в другую сферу. Так и получилось. Начала работать и поняла: моя новая деятельность гораздо интереснее.
Зачем вообще идти в ординатуру?
Врачи учатся шесть лет на специалитете и получают диплом врача-лечебника. С этим дипломом можно работать участковым терапевтом в поликлинике. Чтобы работать врачом-специалистом, например эндокринологом, нужно дополнительно закончить ординатуру, которая длится два года.
Не жалеешь ли о потраченных годах?
Нет, шести лет не жалко. Я приобрела и знания, и навыки. Нашла работу, связанную с медициной. Жалко всю жизнь заниматься тем, что человеку не нравится, чем он не горит.
Жалко всю жизнь заниматься тем, что не нравится
Мне писали люди, которые хотели бы сменить профессию, но им страшно. Если человек не просто закончил универ, а ещё и работает по специальности, то уходить в никуда ещё страшнее. Но если он понимает, чем хочет заниматься, то важно прислушиваться к себе и не бояться.
У меня был позитивный пример, который помог отказаться от медицины. Знакомая-стоматолог переехала в США, сначала училась там и подрабатывала по профессии. В итоге поняла, что ей интересно режиссировать. Пошла учиться на режиссёра. Стала прокачиваться в этой сфере и оставила стоматологию, а сейчас клёво снимает.
В дизайне интерфейсов есть что-то общее с медициной: дизайнер делает жизнь людей лучше. Это мне откликается.
Во время учёбы в медицинском я прокачала эмпатию — дизайнеру она тоже нужна, чтобы определять, как пользователям комфортнее взаимодействовать с интерфейсом.
В меде студенты учатся осваивать большие объёмы информации. Мало прочитать главные учебники — нужно изучить дополнительную литературу, клинические рекомендации и что говорят авторитетные организации. Дизайнеры тоже постоянно учатся. Например, читают UX-исследования. Думаю, опыт учёбы в медицинском помогает в работе до сих пор.
Как ты пришла к работе с медицинскими блогерами?
На четвертом курсе стало полегче с учёбой, и я начала думать, как зарабатывать. Работа медсестрой плохо оплачивается, её тяжело совмещать с учёбой из-за ночных смен, поэтому хотела удалённую работу.
В какой-то момент невролог Ира Галеева сообщила в сторис, что ей нужен помощник для разбора сообщений в директе. Я откликнулась. В тестовом задании нужно было ответить на вопросы, которые чаще всего задают подписчики. Я с этим хорошо справилась, и меня выбрали из 20 человек. Позже начала учиться делать сайты на Тильде и верстать методички — так начался мой путь дизайнера ещё во время учёбы в меде.
Потом Ира рекомендовала меня другим, и я попала в тусовку медицинских блогеров. Тогда поняла, что менеджер в тусовке блогеров как будто ниже по уровню, просто чья-то правая рука. Решила завести блог, чтобы войти в публичное пространство не как чья-то рука, а эксперт.
В блоге я рассказывала о медицинских мифах в поп-культуре. Например, в фильмах неправильно используют дефибриллятор. Дефибриллятор нужен, чтобы остановить фибрилляцию желудочков. При остановке сердца он бесполезен.
Ещё разбирала медицинские мемы. Студенты-медики и врачи делают мемы, которые понятны только им. Я накатывала их в сторис и спрашивала читателей, понимают они мем или нет. Чаще всего не понимали, и я делала разборы. Рубрика нравилась подписчикам, потому что это необычный способ узнать новое о медицине.
В блоге я писала научно-популярные посты. Сложные термины и явления подавала в развлекательной подаче. Вот примеры:
- Пост о дефибрилляторе
- Если бы не медицина, картины Ван Гога выглядели бы иначе!
- Безумный Шляпник из книги «Алиса в стране чудес» — не выдумка?
- Чеширский кот — предвестник мигрени?
Ты говорила, что прошла курсы, закончила универ, а потом оказалась в теме каршеринга. Как так получилось?
Благодаря работе с блогерами я получила бэкграунд в маркетинге, так как занималась продвижением блога и продажами.
Подвернулась вакансия младшего маркетолога в каршеринговой компании BelkaCar — третьей по размеру в Москве. Обязанности очень подходили к тому, что я умею. Поняла, что хорошо бы с этого начать, потому что компания крупная. В целом я никогда не занималась автомобилями, поэтому для меня это был вызов.
Когда проходила собеседование, сразу сказала, что ещё занимаюсь дизайном и могу помогать с этим. У компании в маркетинге не было отдельного дизайнера, поэтому мне предложили зарплату побольше и просто ещё добавили обязанности. Я делала кей-вижуалы для соцсетей, баннеров, рекламы, даже листовки для лифтов.
Позже меня повысили до СММ-менеджера. Параллельно я ещё какое-то время выполняла те же задачи, что и на позиции младшего маркетолога, то есть была осьминогом, который всё делает сам. Потом появился отдельный дизайнер, и я начала ставить ему задачи.
Через полгода поняла, что уже не вывожу и вообще это не то, чем хотела бы заниматься. Выгорела и хотела уйти в продуктовый дизайн. Приходила к начальству, чтобы обсудить нагрузку, но не было возможности поменять направление или перераспределить задачи. Уволилась и пошла учиться на дизайнера.
Расскажи о проекте MedIQ, которым ты занимаешься.
Это сервис, в котором можно проверить лекарства на эффективность и на совместимость. Телеграм-канал «Пей таблетки» — наше бренд-медиа, в котором я работаю.
MedIQ существует в двух форматах — сайт и приложение в Телеграме. У них одинаковый функционал, но приложение в Телеграме всегда под рукой.
В MedIQ можно найти почти любой препарат и узнать, эффективен ли он. Если есть доказательства эффективности, то мы даём ссылки на исследования. Если нет, то и эффективность нечем подтвердить. Если исследований много, мы пишем к ним комментарий эксперта и объясняем, чем обусловлен наш вывод об эффективности препарата.
Ещё можно проверить совместимость нескольких препаратов. Не все можно принимать вместе, но врач мог не спросить, какие ещё лекарства принимает человек. В случае несовместимости пользователь может обратиться к врачу и обсудить это с ним. Мы не советуем ничего принимать и отменять самостоятельно, пишем, что нужно решать с врачом.
Плюс сервис помогает посмотреть, можно ли препарат кормящим, детям или пожилым. То есть MedIQ помогает корректно принимать лекарства, перепроверять назначение врача, быть уверенным в его назначениях.
У нашего бренд-медиа задача шире, чем у сайта: мы рассказываем про некорректные диагнозы, БАДы и что такое wellness. Мы пока не придумали, как это нормально перевести на русский. Это не всегда можно назвать здоровым образом жизни, это немножко другое.
У нашего бренд-медиа задача шире, чем у сайта: мы рассказываем про некорректные диагнозы, БАДы и что такое wellness
Ещё мы пишем, как врачи лечат заболевания, какими «народными» методами их точно не стоит лечить. Недавно рассказывали про проблему БАДов: они не проходят проверку, в них могут добавлять дополнительные вещества, которые могут нанести вред. С ними нужно быть очень осторожным. Рассказывали, что бывают диагнозы, которые некорректно ставят. Под них сваливают кучу симптомов, а по сути это другие заболевания, о которых мало говорят.
Глобальная миссия — сделать медицину более доступной и понятной, чтобы она не воспринималась как что-то ужасное. Чтобы было ясно, как быть здоровым, как лечить заболевания. Мы стараемся повысить образованность населения, потому что этого не хватает — базового медицинского образования в школе недостаточно. Люди часто не знают, где у них печень находится.
В чем сейчас заключается твоя основная обязанность?
Сейчас я мультидисциплинарный дизайнер. Создаю обложки для статей и иллюстрации для бренд-медиа, делаю редизайн нашего сайта. Мы хотим сделать ещё отдельное приложение, его дизайном тоже я буду заниматься.
В каршеринговой компании я тоже выполняла много задач, но в бренд-медиа это даётся мне легче. Всё потому, что в «Пей таблетки» адекватная нагрузка.
Ты сама не участвуешь в написании материалов для бренд-медиа «Пей таблетки»?
Нет, я не участвую, но накидываю идеи по контент-плану. Предлагаю идею, если вижу, что в комментариях о чём-то спрашивают. Понимаю, что работать с текстом мне тяжеловато. Это как раз то, что хочу делать меньше.
У нас классные авторы-врачи, есть один провизор. Авторы согласовывают тему с главредом, пишут текст, отдают редактору. После правок главред отсматривает материалы.
Главред у нас НикитаЖуков, с него частично началась доказательная медицина в России. Он создал Расстрельный список препаратов, в котором собрал препараты без доказательств эффективности. Люди проверяли по этому списку, нормальные лекарства или нет. Но списком неудобно пользоваться, потому что это текстовая страница. Наш продукт вылился из него, а Никита Жуков стал медицинским директором: он дополняет выводы об эффективности мнением эксперта. Это помогает пользователям лучше понять, почему тот или иной препарат неэффективен.
Кто ваша аудитория в телеграм-канале «Пей таблетки»?
В канале нас читают люди 20−30 лет, в Дзене — читатели постарше. Но это, возможно, просто сама аудитория Дзена такая, там больше сидят люди в возрасте. Иллюстрации везде публикуем одинаковые, но непонятно, нравятся ли бабушкам сами шутки или они просто текст читают. Они подписываются — аудитория выросла до шести тысяч человек.
Возможно, мы хорошо выделяемся на фоне другого контента о здоровье, потому что обычно это стоковые картинки и всратые «чтобы быть здоровым, нужно всего лишь по утрам растирать колени слюной».
Я стараюсь прослеживать закономерности, какой контент лучше заходит, с чем это может быть связано — с заголовком, контентом, темой или картинкой. Но это сложно отследить. Мы активно ведём медиа с весны, и ещё даже затронули не все темы, чтобы понять, какие лучше заходят, поэтому пока тестируем контент. Но постим регулярно.
Получается, работу дизайнера сложно оценить по метрикам. А как ты сама оцениваешь свою работу, на что ориентируешься?
Ориентируюсь на комментарии. В них хвалят текст или картинку. Иногда никак не комментируют. Но слов, что картинка плохая, не было. Это ещё вопрос лояльности — комментарии про картинки чаще всего оставляют в Телеграме. Логично, что в Телеграме люди изначально более лояльны. Раз они на нас подписаны, значит, им нравится наш контент, поэтому тоже сложно оценивать. В Дзене могут быть разные читатели.
Как сделать зверски запоминающийся дизайн? Есть же такое понятие, как «баннерная слепота», что человек листает соцсети и всё пропускает мимо себя. Чем зацепить его?
Однажды я верстала методичку врача-проктолога про геморрой. Там были изображены две половинки и подпись — «Геморрой. Битва меж двух холмов».
Мы в «Пей таблетки» работаем в основном с мемами. Они хорошо вирусятся, люди обращают на них внимание, так как не воспринимают это как рекламный контент. Думаю, через мемы можно пробить баннерную слепоту.
Вы боретесь с блогерами, которые продвигают якобы доказательную медицину, но на самом деле занимаются альтернативщиной? Я часто вижу таких, которые закончили мед, но рассказывают абсолютную дичь.
Да. В открытую мы не боремся, у нас другие задачи. Если видим, что кто-то продвигает дичь, то мы про неё пишем. Не рассказываем, кто это, потому что таким образом охват человеку создадим, это нам не нужно. Просто рассказываем про тему, а люди делают выводы и делятся с близкими.
Если пишем про прививки, человек может отправить нашу статью тем, кто не верит в них. Тот человек может и не читать, но такое распространение контента есть. Нашим читателем может стать бабушка, если на нас подписан её внук.
Как маркетолог я немного помогаю с продвижением, и тут тоже есть варианты. Мы можем продвигаться на тех, кто уже понимает, что такое доказательная медицина, и давать им дополнительный контент. Второй вариант — на тех, кто про это не знает. Тогда можем в интересной форме дать им новый контент.
Людям, которые читают альтернативщиков, нужна альтернативная подача. Надо учесть, как подействовать на человека, зацепить, а потом научить его правильно рассказать другому. Статью-то они покажут, а тот скажет: «Да не хочу я читать, да не хочу я тебя слушать». Поэтому мы стараемся не использовать в заголовках ультимативные формулировки, чтобы они не отталкивали читателей и не вызывали сомнений. Мы выносим в заголовок вопрос, и пока человек не начнёт читать, он не поймет: мы за или против. Он читает, чтобы разобраться.
Можешь дать примеры хороших и плохих заголовков?
Да. Вот пример ультимативного и, следовательно, плохого заголовка: «Гепатопротекторы не работают. Эссенциале — очередная пустышка».
Если человек верит, что гепатопротекторы работают, то такую статью он откроет, только чтобы поспорить в комментариях. В остальных случаях пролистнёт её и пойдёт читать статью, которая рассказывает, как этот препарат помог восстановить печень с циррозом.
Люди ищут подтверждение своей картине мира. Алгоритмы это знают и предлагают подходящий контент. Нам важно мимикрировать под него, чтобы попадать в рекомендации к людям с разной позицией и взглядами.
Назывные заголовки с вопросом помогают в этом. Пример: «Гепатопротекторы восстановят печень? Разбор препарата на букву Э».
Мы можем написать тезис, в который верят те, кто придерживаются альтернативной точки зрения. При этом в заголовке мы не утверждаем это, а задаем вопрос. Читатель, вероятно, пойдет в статью, чтобы найти подтверждение факту из заголовка. Возможно, в статье у нас получится заронить зерно сомнения, и картина мира читателя немного изменится.
А если такую статью прочитают те, у кого ещё нет своей точки зрения, наш научно-популярный контент поможет погрузиться в тему и критически относиться к тому, что пишут в интернете.
Что вам пишут в комментариях?
Комментарии делятся на три типа.
«А мне помогает». Например, мы рассказываем, почему препарат не работает. В комментариях человек пишет, что именно этот препарат ему и помогает. Его можно понять, потому что эффект плацебо никто не отменял. Опасность в том, что если принимать неэффективные препараты, болезнь продолжает прогрессировать. Без адекватного лечения человеку становится хуже.
«Это всё заговор», «Всё куплено» и тому подобное. Такие комментарии появляются, когда наши факты не вписываются в картину мира человека и он ищет для себя объяснение этому. Люди не верят в объективную оценку лекарств или вообще не доверяют медицине.
Эти две категории комментариев чаще всего встречаются на Дзене, потому что там статьи показываются холодной аудитории. Их видят те, кто на нас не подписан, потому что аудитория большая, и не все разделяют нашу точку зрения.
«Спасибо за полезную статью». Наши постоянные читатели пишут, что им нравится контент и подача материала, благодарят. Это здорово.
Есть ли вселенский врачебный заговор?
Нет. Врачам заняться больше нечем, им и так мало платят. А ещё они думают, как за 12 минут принять пациента — именно столько времени отводится на один приём. Доктора быстро выгорают в таких условиях, потому что не могут всем помочь. Времени не хватает, чтобы нормально всё объяснить пациенту.
Если бы существовал какой-то заговор, то сколько нужно на это времени и ресурсов потратить, чтобы углубиться в заговор, поддерживать и сохранять его в секрете.
Как отличить хороших врачей от тех, которым не стоит доверять?
Для меня идеальный врач — это тот, который придерживается принципов доказательной медицины. Если он что-то говорит, то может подтвердить, откуда это взял. Если назначил таблетки, можно у него спросить: «А почему именно эти?» Он скажет, что есть клинические рекомендации, и это первая линия лечения.
Я бы не стала доверять врачу, который не может объяснить, почему назначил конкретные анализы и лечение, или который говорит, что опирается на свой опыт.
Хороший врач эмпатично общается с пациентом. Не очень адекватно, если доктор скажет: «Да что вы мне не доверяете, ах, ну лечитесь сами!» Врач, который умеет общаться с пациентами, понимает, почему пациенты спрашивают. Настоящий доктор отвечает на такие вопросы. Ему есть, что сказать.
Другое дело, что врачи могут ссылаться на альтернативные рекомендации, поэтому нужно смотреть, на какие именно. В них могут быть ошибки — пациенты могут этого не узнать. То, что статья опубликована, например, на PubMed, ещё не говорит о её надёжности. Хорошие материалы на UpToDate и Cochrane.
Для меня идеальный врач — тот, который придерживается принципов доказательной медицины
Ещё нечестный врач часто что-то продает. Рассказывает, что все болезни от паразитов, а потом продает либо БАДы, либо свою методичку. Эти уникальные методики — тоже звоночек. Медицинское сообщество уже знает, что работает, а что нет, не нужна уникальная методика.
Обращение к одному авторитету — тоже тревожный знак. Настоящий доктор всегда опирается на несколько источников.