Экс-шеф-редактор Т—Ж рассказала, как объездила десятки стран по стипендиям, переехала в Канаду и попала в американский стартап с российскими корнями.
Ты училась на журфаке МГУ. Почему решила пойти в Школу редакторов?
Я училась на журналиста, и редактуре нас особо не учили. Когда моя близкая подруга прошла первую ступень школы и написала об этом пост, я подумала: если её зажгло — значит, и мне отзовётся. На моей тогдашней работе сотрудникам оплачивали учёбу, и сначала я пошла на курс Максима Ильяхова по информационному стилю и редактуре. Хотела посмотреть, что это за человек, о котором столько говорят. На второй день курса Максим предложил участникам взяться за написание статьи. Тема у меня в голове возникла сразу: я несколько лет самостоятельно подтягивала английский и практически ничего на это не потратила. Максим предложил дописать текст до конца, и статья вышла в Т—Ж. Сам курс мне тоже понравился, и когда объявили набор в школу, я решила, что было бы здорово поучиться у Максима ещё.
На первом курсе ты работала в региональной газете города Королёва «Калининградская правда». Чем был полезен этот опыт?
Я начала работать в «Калининградке» ещё до журфака. Сначала пришла в «Королёв Planet»: был такой маленький молодёжный выпуск, который выходил раз в месяц вкладышем в газете. Потом перешла в редакцию основной газеты: училась брать интервью, много общалась с ветеранами, с социальными работниками, со школьниками, представителями госучреждений. И всё это было довольно интересно, потому что было про людей.
Было интересно работать в газете, потому что это было про людей
А не хотелось работать в большой, известной газете?
Я больше думала о журнале — с ума сходила по National Geographic. Периодически у нас на факультете, на информационных стендах, вешали объявления с вакансиями и стажировками. И вот однажды я наткнулась на информацию о том, что National Geographic ищет стажёра в отдел PR и маркетинга. На тот момент я ничего не знала ни о пиаре, ни о маркетинге, но речь шла о журнале моей мечты! Поэтому я написала в редакцию душещипательное письмо о том, почему должны взять именно меня. И меня взяли. В процессе я научилась многим интересным вещам, но больше всего благодарна за экспедицию с рекордсменом книги Гиннеса, путешественником Майком Хорном, в которую я попала в 2010 году.
Как это произошло?
В редакции National Geographic был большой архив старых номеров. Когда у меня было свободное время, я их листала и наткнулась на статью о путешественнике Майке Хорне. Он проводил четырёхлетнюю экспедицию «Пангея», чтобы показать молодёжи из разных стран, что происходит с планетой и какой урон наносит ей человек. Школьники и студенты присоединялись к команде Майка на разных этапах. Всё оплачивали спонсоры, поэтому участие было абсолютно бесплатным.
Я подала заявку, и меня пригласили в отборочный лагерь в Швейцарии. В течение 11 дней с 15 ребятами из разных стран мы занимались спортом, проходили медицинские тесты, соревновались. В экспедицию в итоге взяли девять человек — меня в том числе. Мы отправились на Андаманские острова в Индийском океане и изучали, как цунами и землетрясение 2004 года повлияли на жизнь океана. Там я впервые попробовала дайвинг, хотя даже не умела плавать.
Встреча с Майком и его командой, с активной молодёжью из других стран перевернула моё представление о том, как строить свою жизнь
К тому моменту я была уверена, что я классная и умная — поступила на бюджет журфака, успела постажироваться и поработать в разных изданиях. А в экспедиции были ребята, которые говорили на пяти языках, профессионально занимались спортом и ставили такие глобальные цели, о которых даже подумать мне было страшно.
Так началась моя история с образовательными поездками. Я начала искать международные образовательные форумы, конференции и программы обмена, куда можно было поехать бесплатно и чему-то научиться.
И куда ты поехала потом?
Я узнала, что в Цюрихе будет проходить международный форум One Young World. Среди спикеров были кронпринц Норвегии, Джейми Оливер, Мохаммед Юнус, Десмонд Туту и другие известные персоны. Участие стоило 3000 евро, но можно было получить стипендию. Помню, сижу в офисе на стажировке в рекламном агентстве, и тут мне на почту сваливается письмо: «Лена, поздравляем, ваше участие проспонсировала одна из компаний-партнёров».
Помимо лекций, дискуссий и другого образовательного контента фишка таких событий — в знакомствах с людьми со всего мира. Одни на таких мероприятиях находят бизнес-партнёров, другие — друзей на долгие годы. В Швейцарии, например, я познакомилась с одним из лучших своих друзей.
После Швейцарии ты попала в Стэнфорд?
Да. Я училась, работала и продолжала искать образовательные возможности в других странах. Узнала о программе «Стэнфордский российско-американский форум». Программа связывала лучших студентов и выпускников США и России. Участники собирались на конференцию в Москве, знакомились и обсуждали глобальные проблемы от вооружения до здравоохранения, в течение нескольких месяцев занимались совместными исследованиями, а потом презентовали их на конференции в Стэнфорде.
У меня не было сильного бэкграунда в международных отношениях или экономике, а студенты в основном были из этих сфер. Тогда я напросилась в команду к организаторам. Я как раз наращивала опыт в пиаре, а им требовался человек, который поможет с внешними и внутренними коммуникациями.
После пары следующих выигранных стипендий у меня появилась схема, где искать такие проекты, как писать мотивационные письма.
Самой особенной и, можно сказать, судьбоносной для тебя стала поездка на форум в Канаду. Почему?
Как-то я писала статью о дискриминации женщин в науке, а потом перевела её на английский. Конференция Women Deliver в Ванкувере была посвящена правам и возможностям женщин, и я прикрепила перевод статьи к мотивационному письму. Мне дали полную стипендию как журналистке. Организаторы собрали женщин из разных стран мира, чтобы те могли обсудить вопросы предпринимательства, развития карьеры, здравоохранения, безопасности. Это крупнейшее в мире событие такого рода, организованное женщинами для женщин.
В свободное от конференции время я исследовала Ванкувер, а на второй день познакомилась с будущим мужем. Он тоже оказался из Подмосковья, но уже восемь лет жил и работал в Канаде. В феврале 2020 года я переехала в Ванкувер и мы поженились. Успели прямо до коронавируса — спустя пару недель границы закрыли.
После переезда ты написала на фейсбуке, что готова присоединяться к новым проектам, но если вдруг ничего не найдётся, придётся создать проект самой. У тебя есть идеи, каким будет твой собственный проект?
Я довольно долго «варюсь» в сфере образования — и речь не только о моих образовательных поездках. Я много писала на эту тему, а после переезда переключилась на этот сектор полностью. Например, придумывала раздел об образовании за рубежом для «Учёбы.ру» или редактировала образовательные проекты Level One. Так что интересные проекты быстро нашлись — и немало.
Недавно я присоединилась к команде StudyFree — это американский стартап с российскими корнями, который помогает студентам из разных стран поступать в учебные заведения по стипендиям. Наверное, лучший мэтч придумать было бы сложно.
Мысль о собственном проекте не исчезла, но я её отложила. Для начала хочу привыкнуть к своей новой жизни в другой стране. Адаптация в 30 лет, когда всё твоё социальное окружение, выстроенное за годы жизни в Москве, осталось за тысячи километров, даётся не так просто.
Давай поговорим о школе и Т—Ж. Много времени занимала учёба?
Тогда моя жизнь состояла только из работы и учёбы. Немного времени оставалось на спорт: он всегда помогал мне привести мысли в порядок. Однажды в тренажерном зале я спускалась со второго этажа на первый, и тут мне в голову пришёл правильный ответ на вопрос школьного теста. Я долго с ним мучилась, и вдруг на меня будто снизошло озарение. Я достала телефон, чтобы записать ответ, но споткнулась и распласталась на этой лестнице. Еле смогла встать и кое-как доковыляла до травмпункта — оказалось, повредила связки. В тот момент я поняла, что надо немножко притормозить, и стала давать себе больше отдыха.
Ты прошла на вторую ступень, но учиться не стала. Почему?
Я понимала: если впишусь в это, то просто разорвусь. В тот момент я совмещала основную работу в пиаре с подработкой в Т—Ж. После статьи про английский я пристала к Максиму: «Хочу писать ещё». В соцсетях он мне не отвечал, и тогда я подкараулила его у Коворкафе Бюро Горбунова, где Максим проводил «Живые советы». «Как тебе тема бизнеса?», — спросил Ильяхов. «Огонь», — ответила я. К слову, небольшой опыт в этой теме у меня уже был — когда-то я писала о предпринимателях для сайта Hopes&Fears.
Сначала мы запустили рубрику о бизнесах по франшизам, а потом появилась возможность перейти в Т—Ж на фултайм — развивать рубрику о бизнесе. Интереснейшие были полтора года: я искала авторов и героев, много редактировала и писала сама, постоянно знакомилась с интересными людьми. Например, однажды я решила купить пуховик одного российского бренда — прочитала о нём в инстаграме. Склад находился на территории трикотажной фабрики. Я еле нашла нужную дверь, но она оказалась закрыта, и я успела разозлиться, что зря потратила время. Тут ко мне вышел молодой парень — склад просто переехал в помещение по соседству. Потом оказалось, что это сооснователь бренда и у него есть крутая история о том, как они с братом налаживали производство в Китае.
Сложно быть автором Т—Ж?
Нужно быть готовым к правкам. Далеко не всем привычно, что их текст по тысяче раз редактируют и просят добавить детали. Например, недавно я написала статью о жизни в Ванкувере для рубрики «Как у них». Несмотря на то, что у меня есть опыт и я сама была редактором Т—Ж, на подготовку текста и доработку по комментариям редактора у меня ушли месяцы. Многие люди сталкиваются с этим и бросают.
То есть, если тебя правят тысячу раз, ты не обязательно плохой автор? Мне кажется, многих пугает именно это. Люди просто думают: «Ну, наверное это не моё».
Иногда правок много, потому что у статьи поплыла структура, автор не проверил факты или любой ценой жаждет сохранить свой авторский стиль, который имеет мало общего с инфостилем. А иногда с этим проблем нет, но редактор чувствует, что тему можно раскрыть лучше, добавить больше любопытных деталей. Становится ли автор в этом случае плохим? Не думаю.
Можно изменить своё отношение к правкам. Подумать: «Я классный, и мне помогут сделать мой текст ещё более классным»
Ещё можно держать в голове финальную цель: «Хочу, чтобы мой текст опубликовали». Это тоже помогает не сдуться по пути.
Ты хотела бы стать ментором? Помогать другим находить международные проекты и уверенность в своих силах?
После окончания журфака я выиграла участие в G (irls)20 Summit — Google Global Mentorship Program. Это программа, в которой сотрудницы офисов Google раз в месяц созванивались с подопечными и давали советы по поводу развития. Меня курировала шведка Тереза, которая работала в лондонском офисе. Я тогда оценила, как круто молодому неоперившемуся специалисту иметь доступ к кому-то более опытному. Детям, подросткам, студентам и выпускникам — всем очень важно иметь вдохновляющие примеры перед глазами.
Потом я решила сама стать ментором и присоединилась к клубу выпускников МГУ. Бесплатно рассказывала студентам о работе в журналистике и смежных областях, о международных возможностях. Придумывала для них задания, редактировала их тексты, помогала писать сопровождающие письма для работы.
Над чем бы я ни работала сейчас, я всегда себя спрашиваю: помогает ли то, что я делаю, другим людям? Если ответ да — значит, я на верном пути.
Посоветуешь несколько краткосрочных программ, куда можно попасть бесплатно и с любой специальностью? Для тех, кто хочет добавить интересную строчку в резюме и познакомиться с интересными людьми из других стран.
Russian Business Leaders — это стажировка для молодых россиян в американских компаниях.
G (irls)20 Global Summit — недельный саммит для девушек из стран «большой двадцатки», куда входит и Россия.
One Young World — всемирный форум молодёжи, он ежегодно проходит в разных городах мира.