Студент 16 набора Школы редакторов и руководитель студии
Расскажи, как появилась идея основать собственную студию.
Моя студия — не совсем студия, а я скорее не бизнесмен,
Можно сказать, что мы семейная
А началось всё с того, что у меня был компьютерный сервис. Там я и мастером был, и специалистов нанимал, и занимался продвижением. Сервису нужны были клиенты,
Тогда я подумал: «Вау, если я себе качнул бизнес, то и другим могу», — понял, что владею инструментами интернет-маркетинга. С этой уверенностью и рабочим кейсом пошёл искать клиентов: говорил, что у меня есть команда, что умеем делать рекламу. И мне доверяли, потому что узнавали нас и наш сервис.
Когда мы сделали с командой несколько проектов, я понял, что этим заниматься интереснее, чем ремонтом телефонов. Хотя в сервисе уже было 12 человек в штате, а я только руководил и занимался маркетингом. Пришло время определяться. Я продал сервис, забрал команду, и мы создали студию. А сервис, кстати, до сих пор работает.
Чем вы занимаетесь сейчас?
Мы начали как студия «М2бизз» — маркетинг для бизнеса: делали только сайты и продвижение. Потом стали заниматься социальными медиа и под эту тему придумали студию «Фрукты»: яркие и свежие идеи для соцсетей.
Сейчас я прихожу к пониманию, что создание сущностей, типа своего бренда, ни к чему. Люди обращаются ко мне, к моему другу или к моей жене. Когда мы с заказчиком садимся обсуждать задачу, то заказчик работает не с М2биззом, не с Фруктами, а конкретно со мной. Также мы коллабимся со спецами из других областей: не с брендами, а с людьми. Прятаться за бренд — не мой путь, поэтому дальше Фруктов и М2бизза не будет, будет
Поделись опытом, как искать клиентов для студии.
Даже если вспомнить самое начало, то 80% клиентов приходили через наше личное общение или по сарафанному радио. В 2012 году я проходил разные обучения, связанные с рекламой и маркетингом, и позиционировал себя как маркетолог. Ходил и всем говорил: «Я маркетолог, маркетолог. Могу помочь, могу помочь». Одна женщина в меня поверила. У неё было несколько свадебных салонов в нашем городе, и она предложила заняться их продвижением. Я стал консультантом-маркетологом: периодически приезжал в офис, общался с командой заказчика. Сайт и рекламу делала моя команда. За несколько лет работы с нами её бизнес реально вырос, все были довольны. Потом она продала его за хорошую сумму.
До сих пор заказчики, которые приходят к нам в студию, так или иначе уже знакомы с нами. Например, сейчас мы создаём с нуля бренд для компании, которая оказывает туристический сервис по прокату автомобилей. Мы познакомились с заказчиком на Камчатке: я поехал
Сейчас заказов хватает, и нам выгоднее фокусироваться на клиентских проектах,
Какие трудности бывают при работе с клиентами?
С каждым заказчиком отношения складываются по-особенному и сложности
Сдвигающиеся сроки. Многие наши клиенты предпочитают размеренную работу, не устанавливают дедлайны и не следят за их соблюдением. Обычно мы самостоятельно ставим сроки и подгоняем заказчиков, но не со всеми это удаётся. Заказчикам,
Есть проекты, в которых срок всё же важен. Обычно они находятся на стадии запуска, и мы все заинтересованы в том, чтобы вовремя открыть продажи. Но и в этих проектах сроки сдвигаются. Раньше я не видел в этом проблемы, потому что заказчики в итоге оставались довольны. Но после Школы редакторов я понял, что мы постоянно флексим сроки и несём
Упёртые клиенты. Иногда заказчики не хотят прислушиваться к профессиональным советам и настаивают на своих решениях. Некоторые коллеги стараются не спорить с ними
Буквально вчера обсуждали фирменный стиль для частной школы. В неё принимают только первоклассников, чтобы учить их с самого начала. Мне это позиционирование показалось сильным, поэтому я решил транслировать его в текстах, стиле и дизайне школы.
Недовольные клиенты. Есть две истории с недовольными заказчиками, обе я решил с помощью переговоров.
Первая история. Мы делали сайт для отеля, а со стороны клиента нашу работу контролировал ресторатор. Подготовили первую версию, презентовали и получили кучу правок. Обсудили недостатки, исправили, презентовали новую версию — снова не то. Со многими правками я не был согласен, но тогда у меня не хватало знаний, чтобы аргументировать своё мнение. Прошло уже несколько итераций, а мы так и не приблизились к результату. Это случилось, потому что я вовремя не определил, что человек, который ставит нам задачи, не разбирается в маркетинге и управлении отелями. Решил я эту проблему не самым красивым образом, но другого выхода я не видел: пошёл выше, поговорил с инвестором и предложил сменить руководителя проекта. Нам пошли навстречу, и с новым заказчиком мы быстро пришли к согласию.
Вторая история чуть не закончилась судом. Клиентка оказалась недовольна сроками и платформой, на которой мы разместили сайт, и хотела выставить нам судебный иск. В ответном письме мы попросили её вернуться к обсуждению задачи: что требовалось от нас, что из этого мы сделали, а что нет. Как оказалось, мы полностью отработали по техническому заданию. Эта неприятная ситуация была полностью нивелирована за счёт общения.
Конфликты бывают, но ни один ещё не закончился враждой с клиентом. Я всегда стараюсь найти решение: если я неправ, то принимаю это, а если неправ заказчик, предлагаю разобраться — обычно этот путь приводит к нормальным отношениям.
Давай поговорим про внутреннюю кухню. Расскажи, какие сложности возникают при управлении студией.
Бизнес всегда, так или иначе, связан со сложными ситуациями, и у каждого они свои. Я периодически испытываю сложности с делегированием.
Делегирование продаж. В какой-то момент у меня появился партнёр по Воркзилле,
Эта история про то, что продавать должен тот, кто будет выполнять работу. Так гораздо проще разобраться в задаче, чётко понять, что нужно клиенту, и сформировать реалистичные ожидания. Когда в школе подняли эту тему, я понял, что сделал правильный вывод
Делегирование управления проектом. В какой-то момент я послушал рекомендации
Менеджеры в моей команде были системные и организованные люди, которые могли вести проект от начала до конца. Но при этом они ничего не понимали в маркетинге и дизайне: бездумно принимали у клиентов задачи и передавали дизайнерам. Работа в таком формате была полным мучением: менеджер передавал туда-сюда правки, мы затягивали сроки, решения были посредственными. Чтобы сделать продукт лучше и закрывать задачи бизнеса, который к нам обращается, я вернул себе управление проектами и параллельно пошёл учиться разным специальностям: дизайну, копирайтингу, маркетингу.
Думаю, бизнес-школы, где пичкают мотивацией: «Ставьте цели, делегируйте, заработайте миллион
«Ставьте цели, делегируйте, заработайте миллион и неважно,
что вы делаете!» —это всё фигня
В чём должен разбираться руководитель студии?
На мой взгляд, если вы умеете закрыть недостающие компетенции крутыми спецами, то можете больше ни в чём не разбираться, этого будет достаточно. Но всё индивидуально.
Я предпочитаю погружаться в проекты, поэтому общаюсь с заказчиками, делаю прототипы, формирую редполитику, участвую в подготовке контент-планов, порой даже сам редактирую посты, чтобы привить авторам стиль. Поэтому для себя я выделил несколько дисциплин, которые помогают в управлении людьми и процессами: общение, стратегия
Читала, что вы стараетесь работать с интересными проектами и людьми, которые увлечены своим бизнесом. Как у вас это получается?
Вникаем в бизнес заказчиков и отказываемся от проектов, которые нас не привлекают. Например, ко мне пришёл клиент, который занимается натяжными потолками. Сначала я подумал, что это не моя тема. Но задал больше уточняющих вопросов, и оказалось,
Ещё мне нравятся проекты, где нет задачи гнаться за быстрой прибылью. Моя основная сфера уже два года — это продвижение отелей. Здесь планомерно занимаются
У тебя есть опыт в управлении, дизайне и редактуре. Для чего ты пошёл в Школу редакторов?
Иногда я чувствую, что что-то не так, но что именно — объяснить не могу. Например, вижу макет сайта и понимаю, что надо всё сдвинуть влево, но аргументировать не получается.
Ты сказал, что пошёл именно на первую ступень. Почему не планировал идти до конца?
В моём понимании, вторая и третья ступени нужны тем, кто будет работать своими руками. Я же не совсем редактор, поэтому решил, что мне хватит одной.
Мне было интересно учиться, появился азарт. Система тестов сразу даёт понять, кто я есть, как усвоил материал. Я изучал все лекции и дополнительные материалы, старался взять максимум теории и сразу применять знания в своих проектах.
Я не образцовый студент: тесты иногда сдавал за 15 минут до дедлайна, а домашки,
А ещё я не сдал курсовую, и мне стыдно, что не довёл до конца такую простую задачу. Не рекомендую так делать никому, потому что это может войти в привычку. Для меня учёба стала чем-то второстепенным ещё в институте: тогда я уже работал в своём сервисе, работа меня кормила и давала возможность жить, а институт был развлечением. Все вопросы с зачётами и экзаменами я решал с помощью коммуникаций — договаривался.
Не вижу смысла в заданиях
без обратной связи: интереснее тренироваться на рабочих проектах и получать обратную связь от рынка
Как ты оцениваешь результаты от своего обучения в Школе редакторов?
Мне стало интереснее работать, но вместе с дополнительными знаниями пришли сложности. Например, после школы я увидел проблемы со сроками. Теперь меня мучает факт,
Удивительно, но Школа редакторов дала мне больше видения в дизайне, чем в текстах,
Учёба в школе помогла мне в общении с заказчиками. Теперь я могу оперировать
Школа даёт классные знания по переговорам и отношениям. Но не могу сказать,