Шеф-редактор агентства Seturon рассказала, как Школа редакторов помогла выпустить книгу и окупить обучение, почему важно постоянно учиться, любить своё дело и устраивать себе вызовы.
Чем ты занималась до того, как попала в Школу редакторов?
Больше десяти лет я проработала в ритейле. Перед сменой профессии была закупщиком в московском офисе компании «Меломан», MARWIN — это розничная сеть семейных магазинов в Казахстане. Такого формата магазинов я не встречала в России — в них можно найти всё что угодно для досуга: книги, музыку, кино, видеоигры, детские игрушки, электронику, товары для творчества и хобби.
Моя работа заключалась в том, чтобы размещать заказы на детские товары у российских поставщиков и контролировать отгрузки в Казахстан.
Когда тебя заинтересовала редактура?
Наверное, со старшей школы. Только я тогда не называла это редактурой, конечно.
В десятом классе нам начала преподавать историю Казахстана Айгуль Бошаевна Жекенева, низкий ей поклон за навыки визуального повествования. В то время ещё не было толковых учебников по этой дисциплине, поэтому учительница сама собирала материал по крупицам. А потом на уроке давала лекцию и советы по составлению конспектов: «Вот это сейчас запишите, вот это выделите рамкой, а от этого проведите стрелку вот к этому».
По таким конспектам у меня получалось запоминать информацию быстро и надолго. И я начала применять эти принципы «переупаковки» текстов в схемы и тезисы для самообучения в других предметах — сначала в школе, потом в университете.
В 2007 году случилось первое мимолётное знакомство с редактурой как с профессией. Меня пригласили стать главредом печатного еженедельника «Колёса-фото», младшего брата легендарной казахстанской газеты «Колёса». В журнале, как и в газете, публиковались объявления о продаже автомобилей, но, в отличие от газеты, совсем не было журналистики.
Мои задачи были скорее бизнесовые, чем редакторские: попробовать вывести журнал на самоокупаемость. Но любая моя идея проходила через фильтр «а как это поможет твоему читателю?». Мысль «читатель — всегда главный» была основополагающей в прошивке компании. Думаю, поэтому они до сих пор лучшие в своей нише.
Спустя год стало скучно. Помню, как приходила на работу к обеду, а в четыре уже уходила. Журнал стабильно приносил прибыль, тиражи росли, а процессы выпуска и без меня работали идеально. Всех всё устраивало, и, скорее всего, меня считали эффективным менеджером. Но мне самой не хватало драйва и новых вызовов, от рутины росла фрустрация. К тому же я считала, что незаслуженно получаю столько денег за минимальные усилия. В общем, я уволилась из журнала и вернулась в ритейл.
А когда снова вернулся интерес к редакторскому делу?
Это произошло неожиданно. Сижу я как-то на работе, размещаю заказы у поставщиков. И тут коллега говорит: «Офис заказал две книги Ильяхова, надо себе тоже заказать», а я: «Что за Ильяхов?» — «Ну это известный редактор, пишет про то, как хорошо писать».
Пошла гуглить, и не помню уже, что попалось первым — школа, блог или советы бюро, но я залипла на месяцы. А потом в планах на 2018 год написала: «Поступить в Школу редакторов».
Поступила?
Поступила, но не сразу. Сначала написала пару статей в журнал «Игры и игрушки», потом моя руководительница предложила попробовать вести страничку одного из проектов компании в Инстаграме. Без отрыва от закупок, по паре часов в неделю. Я согласилась, так как это был шанс проверить свои чувства к профессии на реальных задачах.
В то время каждые выходные наши магазины приглашали родителей с детьми на бесплатные мастер-классы по творчеству. В Инстаграме нужно было показывать, как это интересно, полезно и весело, чтобы ещё больше семей захотели проводить досуг с нами.
Мне очень нравилось вести эту страничку, но не хватало знаний и навыков. Компания оплатила курс по СММ в Нетологии, параллельно я продолжала изучать блог Максима и их с Людой книгу. Постепенно стало получаться лучше, желание развиваться в редактуре росло.
Но я постоянно присаживалась на любимые качельки: от «ну куда мне в школу, там все такие крутые» до «мне не стать такой же крутой без школы». В мае 2018 года я уже психанула от этих метаний, уволилась и села за вступительное задание.
Нужно было сделать информационный продукт о правах потребителей в аптеке, у меня был плакат и бот в Телеграме. Пилила почти месяц — изучала законы, осваивала графический редактор, верстала, распечатывала, вывешивала в аптеке по соседству, а потом шла переделывать.
Плакат я уже удалила, он был настолько кондовый, что без слёз не взглянешь. А вот бот до сих пор жив.
Ты говоришь, что плакат был кондовый, но ты поступила на бесплатное?
Да, и очень удивилась. Спасибо приёмной комиссии, такая высокая оценка придала мне уверенности.
Вот ты поступила в школу, а что с работой?
Ну я же уволилась, работы не было. Когда отправила вступительное, начала искать и искала пару месяцев. Наверное, нужно было быть поскромнее. Я же откликалась на вакансии в топовые компании — Яндекс, М. Видео, Авито и им подобные. Делала тестовые, приходила на собеседования и получала отказы.
А в промежутках вела страничку косметолога в Инстаграме и придумывала вопросы для викторины «Квиз, плиз!».
К августу я уже отчаялась найти работу редактором и откликнулась на вакансию в интернет-магазин Студии Лебедева. Работа была больше про закупки и немножко про контент — нужно было находить интересные товары в ассортимент магазина и делать к ним описания.
И в этот же день мне попалась вакансия редактора в «Монтессори.Дети». Связалась с ними, сделала тестовое и сходила на собеседование. А потом в один день пришли оффер в «Монтессори.Дети» и приглашение на собеседование в Студию Лебедева. Я приняла оффер и отменила собеседование.
Не пожалела о таком выборе?
О, нет. Это был невероятно крутой опыт, где бы я ещё получила столько навыков за такое короткое время.
Я пришла на этапе, когда у ребят уже был сайт, соцсети, и они только запускали онлайн-школу. В команде нас было сначала шестеро, потом осталось трое. Первые пару лет на мне было всё, что связано с контентом: соцсети, письма, блог. Ещё помогала с промостраницами, лид-магнитами и производством продуктов.
Сначала нас финансировал основатель проекта, а потом он сказал: «Так, дальше вы сами. Вот вам на троих процент от возможной прибыли». И мы так зарядились, что практически сразу вышли на самоокупаемость, а потом и на прибыль.
Потом наняли ещё троих редакторов — в блог, соцсети и продукт. А я стала главредом.
Ещё мне важно было чувствовать сопричастность к росту компании. Когда я уходила через три года, у нас уже было две с половиной тысячи выпускников больших курсов и около двадцати тысяч участников мини-программ.
А как удавалось совмещать работу и учёбу в школе?
До сих пор не понимаю на каком топливе несло. Я же была практически новичком, поэтому мои рабоче-учебные дни почти год длились по 10−12 часов. Столько времени занимали рабочие задачи и домашки в школе. К концу второй ступени я настолько выдохлась, что специально плохо сделала последнее задание, чтобы упасть в рейтинге и не пройти на третью ступень.
А на следующий день у нас была квартальная встреча. Сижу и рассказываю, а основатель компании с удивлением спрашивает: «Аня, ты чего? Можешь откатить? Зачем тогда это всё было?»
И я тогда подумала: «Что же я наделала».
Я настолько выдохлась, что специально плохо сделала последнее задание, чтобы не пройти на третью ступень
Сильно пожалела?
Сильно, но недолго. Несколько сокурсников с рейтингом выше моего отказались продолжать обучение, и я прошла по очереди на третью ступень.
Как выбирала тему диплома?
Мне хотелось сделать коммерческий проект для своей компании, ведь у нас были ресурсы — материал, эксперты и аудитория для продвижения. Плюс нужна была тема, в которой с большей вероятностью арт-директором станет Максим Ильяхов. В итоге придумала сделать электронную книгу о детях до года.
Потом собрала команду. Планировалось много работы с текстом, и очень кстати был бы второй редактор. Поэтому взяла на себя роль руководителя проекта, а редактором согласилась быть моя сокурсница Наташа Турашова.
В то время за формирование команд для дипломных проектов отвечал Коля Товеровский, вот его и заспамила письмами: «У нас уже всё схвачено, дайте только дизайнера». Дизайнером пришла Женя Самойлова, арт-директором стал Максим Ильяхов. Такой командой мечты и затащили проект.
Какие были результаты?
Мы запустили продажи книги по базе «Монтессори.Дети» за несколько дней до защиты и сразу продали 200 экземпляров. Позже книга стала хитом в продуктовой линейке компании — до сих пор продаётся, и уже окупила моё обучение в школе в несколько раз.
Что касается оценок преподавателей, то мы оказались в серединке. Когда уже отмечали защиту, пожаловалась Горбунову: «Это несправедливая оценка. Пусть мы не самые красивые, но зато самые коммерчески успешные. Почему вы это не учитывали?»
А он что?
Артём задавал открытые вопросы, подливал винишка и предлагал закусывать хамоном.
Не пожалела, что пошла на третью ступень?
Третья ступень — то, ради чего стоит идти в школу. Целый месяц арт-директор даёт обратную связь, подсказывает и направляет, иногда даёт по десять правок на абзац. А потом происходит магия — ты уже не просто знаешь, как хорошо, а умеешь это хорошо делать своими руками. И сдаёшь главу без единой правки.
Ещё огромный плюс — это опыт управления проектом. Со школой не получится извиниться и перенести дедлайн, всё должно быть сделано в срок.
Ты уже не просто знаешь, как хорошо, а умеешь это делать своими руками
Что для тебя стало самым неожиданным в работе редактора?
Самое удивительное открытие — в этой профессии можно бесконечно развиваться вообще в каком угодно направлении. Выбирай, куда хочешь — в медиа или в продукт, и в какой угодно роли.
Мне очень повезло с первым местом работы, вот с этими возможностями попробовать себя автором и редактором, руководителем проектов, методологом, контент-маркетологом, главредом.
А ещё — что учёба никогда не заканчивается. Если хочется расти в профессии, то важно знать, как работают смежные сферы, и хоть что-то там уметь. После школы я прошла ещё кучу курсов: по продакт-менеджменту, управлению проектами, маркетингу, Яндекс Метрике, методологии образовательных продуктов и UX-копирайтингу. Сейчас прохожу курс «Бренд-медиа, блоги и контент маркетинг» Максима Ильяхова и Родиона Скрябина.
На чём в итоге остановилась и почему?
Последний мой значимый проект в «Монтессори.Дети» был под кодовым названием «Фабрика мини-курсов».
Стояла задача выпустить 10 мини-курсов за два месяца. Мы определили продукт как микрообучение, которое помогает родителям решить одну конкретную проблему воспитания ребёнка. В каждом мини-курсе должно было быть минимум теории, максимум разборов реальных ситуаций и примеров.
Поначалу казалось нереальным вытащить проект, ведь до этого нам требовался месяц на производство одного такого продукта. Но в итоге мы с командой справились — выпустили все продукты за пару недель до дедлайна, а ещё сделали почти половину квартальной выручки на их продаже.
На Фабрике я выполняла несколько ролей: руководитель проекта, редактор, автор и методолог нескольких курсов. И поняла, что вот этот симбиоз меня невероятно драйвит. В него удивительно вписались любимые навыки с предыдущих мест работы, новоприобретённые редакторские и сегодняшняя точка интереса — педдизайн и обучение взрослых.
Каким был следующий шаг?
Устроить себе очередной вызов. Я работала в классном проекте, где всегда шли навстречу и давали возможности: хочешь пройти обучение — иди, мы платим; хочешь попробовать новое — бери и делай. Но мне захотелось попробовать задачи сильно глобальнее, конкретно так выйти из зоны комфорта. Плюс было важно найти компанию, в которой будет у кого учиться и на кого равняться.
Первым делом сделала портфолио — собрала кейсы и попросила Иру Ильяхову дать обратную связь. Ира позадавала вопросы и дала рекомендации, что можно улучшить. А ещё написала: «Вообще, такое наваристое портфолио, прям супер». Это очень поддержало, большое ей спасибо.
Потом разместила резюме и начала откликаться на вакансии.
Сразу нашла работу мечты?
Через три месяца.
Я откликалась на все редакторские вакансии подряд, хотелось оценить свою стоимость на рынке. Легко получала хорошие предложения на должность главреда корпоративных блогов, но совсем не клеилось с образовательными проектами. В итоге дошла до трудоустройства копирайтером в инвестиционную компанию (там были ну очень интересные условия), но не срослось в последний момент.
В конце декабря 2021 года случилась очередная магия — будущий работодатель предлагал именно то, что я искала. В среду я откликнулась, а уже в следующий понедельник вышла на новое место.
Чем ты сейчас занимаешься?
Я шеф-редактор в Seturon, компании по созданию образовательных продуктов. Веду клиентский проект — отвечаю за производство и методологию курса, много чего делаю руками вместе с другими редакторами. Моя задача — чтобы всё вышло в срок и было хорошего качества.
В общем, всё как я хотела.
Каково это — заниматься тем, от чего прёт?
Первый месяц было очень сложно. Каждый вечер я ложилась спать с мыслью: «Я этот проект никогда не вывезу».
А с утра открывала ноут и начинала работать. Организовывала процессы, выстраивала отношения с клиентом и командой, распределяла и принимала задачи, проектировала содержание уроков. Когда заходила в тупик, шла за помощью к главреду или на прогулку — у меня на ходу мысли быстрее проясняются.
На днях мы сдали проект в срок, вечером я закрыла крышку ноута и подумала: «Ну вот, справилась. Идём дальше».