Генеральный продюсер фестиваля нового дизайна «Среда» Вадим Буньков рассказывает, зачем участвовать в мероприятии и как повысить шансы на победу.
Что подтолкнуло вас к идее создать фестиваль?
В 2015 году я ездил на работу через станцию метро «Университет». Поднимаясь по эскалатору, я постоянно натыкался на огромный рекламный баннер «Ломбард Меридиан». Это был пример яркого, безвкусного и бессмысленного дизайна. Одного из многих. Каждый день я спускался в метро, смотрел на баннер и раздражался всё больше. Тогда мне пришла идея устроить в Фейсбуке флешмоб: увидели плохой логотип в своём городе — сделайте редизайн за приз.
Народ начал рисовать и присылать свои варианты логотипов в формате «было — стало». Всё это проходило на площадке «Логобейкер», там люди оценивали присланные работы. Работа, набравшая высший балл, выиграла в этом конкурсе. Победителем стал Виктор Севрюков из Минска.
Как появились фестиваль и жюри?
На тот момент я уже состоялся в профессии: преподавал брендинг и был знаком со многими экспертами из индустрии. Я предложил нескольким коллегам поучаствовать в оценке работ. Тогда случилась первая победа: двенадцать звёзд дизайна согласились писать рецензии на конкурсные работы.
Я придумал концепцию конкурса: фестиваль ребрендинга. У меня были классное профессиональное жюри и связи. Я продумал, как будут выглядеть призы: это должны были быть награды в виде калейдоскопа. Идея наград очень символична: мир раскладывается на части и собирается в новую форму. Оставалось дело за сайтом.
В том же году я познакомился с Николаем Запорожским — основателем студии дизайна «Март». Я предложил Николаю стать партнёром и организовать фестиваль вместе. Он сразу согласился, и всё завертелось.
В 2017 году мы провели первый фестиваль. На презентацию пришли двести человек. Были крутые работы, крутое жюри и крутая вечеринка.
Почему фестиваль называется «Среда»?
Идея заключается в изменении окружающей среды к лучшему. Наша новая айдентика использует эту метафору. Её разработал дизайнер Владимир Лифанов. Он сделал акцент на фотостиль, в основу которого легли кадры из повседневной жизни без ретуши и фильтров.
После презентации айдентики мы провели акцию: нужно было прислать фотографии окружающей среды. Главная идея — показать её такой, какая она есть: иногда противоречивую, когда «ламборгини» паркуется рядом с покосившейся мусоркой; иногда трогательную, когда котик сидит возле старого дома. Окружающая среда то отражает историю, то отчаянно стремится в будущее, а порой находится в неизменной стагнации. Она раскрывает нам свою красоту, а потом внезапно показывает безобразие. При этом окружающая среда всегда настоящая.
Расскажите о самых ярких историях успеха участников фестиваля.
Одна из самых ярких историй связана с Сашей Логиневской. Она была студенткой и приняла участие в фестивале в номинации «Концепция». Саша победила и уже на следующий год участвовала в фестивале в составе команды агентства «Репина-брендинг». Тогда она тоже не осталась без наград. Потом была работа в должности дизайн-директора «Азбуки вкуса», приглашения в жюри различных фестивалей. Импульс, полученный на фестивале, помог Саше построить удачную карьеру.
Александра придумала дизайн средств для защиты растений от вредителей. Целью её проекта было создание продукта, который сам подсказывает решение проблем садоводов.
Другой запомнившийся мне конкурсант — Женя Каширин. Он придумал логотип для Музея Франца Кафки. Агентство «Они» (ONY) захантило Женю сразу после участия в фестивале. А сейчас он преподает в Высшей школе экономики.
А зачем дизайнерам вообще участвовать в фестивале?
Главная ценность заключается в возможности изменить окружающую среду — такова наша миссия. Наш фестиваль — это не ярмарка тщеславия, где каждый тешит своё эго. Мы даём возможность соревноваться с лучшими, чтобы повысить личный уровень мастерства и общий уровень дизайна в стране.
Также участие в фестивале позволяет дизайнерам заявить о себе, чтобы их заметили потенциальные работодатели. Если человек входит в шорт-лист, он становится более заметным для клиентов и подтверждает уровень своей компетенции.
Ну и конечно, появляется уверенность в себе как в профессионале, это очень важно.
Можно ли участвовать в фестивале из другой страны?
Заявки на участие приходят из разных частей света: Европы, Азии и Америки. Больше всего конкурсантов — из стран СНГ. Ограничений нет.
Какие есть категории для участия?
Их много: от брендинга до рекламы. В этом году мы отдельно выделили номинацию «Диджитал». В ней представлено несколько категорий: дизайн сайтов, мобильных приложений, интернет-рекламы, интерактивный дизайн, использование ИИ и нейросетей в цифровом дизайне.
Наиболее популярная категория — «Концепция». В ней могут участвовать работы, которые не реализованы в жизни. Поэтому она особенно привлекает начинающих дизайнеров. Однако конкуренция в этой категории самая высокая.
У вас есть постоянная благотворительная категория. Расскажите о ней подробнее.
Эта категория называется «Про боно», что в переводе с латинского означает «общественное благо». Для участия в ней дизайнер должен реализовать свою работу в жизни и сделать это бесплатно.
Общественное благо — основной критерий, которому должна соответствовать работа конкурсанта. Дизайн для детского фонда слепых, приюта для животных или бездомных — первое, что приходит на ум, когда говорят про социальное благо. Но эта категория намного разнообразнее. Пользу для общества можно нести по-разному. Например, секспросвет тоже социально важен.
С темами для «Про боно» будьте осторожны: чем они острее, тем больше вероятность, что жюри не разделит ваших взглядов. Например, это касается феминизма. С политическими и религиозными работами не советую подаваться вовсе. Не забывайте, что прежде всего мы оцениваем дизайн. Общественного блага и социальной тематики недостаточно.
Участие в «Про боно», как и в остальных категориях, платное. Цена стартует от четырех тысяч рублей. Конкурсант может увеличивать сумму по желанию до бесконечности. Все деньги, собранные в категории «Про боно», мы отправляем в благотворительный фонд «Онкологика».
Опишите немного внутренние процессы: как выбираете жюри?
Мы выбираем только председателя жюри, каждый год разного. Он в свою очередь набирает команду независимых экспертов. Например, в этом году председателем жюри будет креативный директор и основатель бренд-бюро «Щука» Иван Величко. Он подобрал очень интересную команду: есть представители индустрии из других стран и крупных агентств нашей страны.
В этом году мы решили повторить прошлогодний эксперимент и пригласили дизайнеров в Открытое жюри — альтернативный судейский инструмент. Он работает параллельно с основным жюри и не влияет на него. В состав команды может войти каждый, кто пришлёт заявку. Открытое жюри так же, как и основное, оценивает работы во всех номинациях. По итогам победители получают призы.
По каким критериям жюри оценивает работы?
Рассказать о критериях не могу. Это тайна каждого состава жюри. Хочется сделать участие в фестивале равным для всех, не подсказывая, какой должна быть работа. Зачастую критерии формируются в ходе обсуждения работ и долгих споров. Но могу сказать, что во всех категориях в первую очередь оценивается визуал. В целом суть проекта должна быть не в масштабности, а в способности изменить окружающую среду, пусть даже незначительно.
Суть проекта должна быть не в масштабности, а в способности изменить окружающую среду
Как повысить шансы на победу в фестивале?
Не пытайтесь обмануть жюри лайфхаками или актуальными темами. Делайте свою работу хорошо и честно.
Не бойтесь участвовать, если у вас нет опыта. Он не имеет значения. Например, один участник год занимался дизайном, изучал Фотошоп, прислал работу на конкурс и сразу вошел в шорт-лист. Таким успехом не всегда могут похвастаться даже крупные студии.
Учитывайте часовые пояса. На фестивале жёсткие дедлайны. Если вы не успеете сдать работу, не помогут никакие связи, даже личное знакомство со мной. Крайний срок приёма заявок: 17 октября, 23:59 по московскому времени.
Смотрите работы победителей прошлых лет. Обращайте внимание на подачу и презентацию. Иногда за счёт подачи можно вытянуть даже посредственную работу.
Светитесь в медиа. Чтобы побеждать на фестивалях, нужно проводить работу с аудиторией, публиковать свой проект. Жюри выше оценивает те работы, которые видело ранее.
В чем сила фестиваля?
Сила фестиваля — в человечности. Мы несколько лет показываем, как важно оставаться людьми, поддерживать друг друга, быть отзывчивыми. Мы стараемся сформировать гуманное комьюнити, где любому дизайнеру найдётся место. Неважно, студент вы или опытный профессионал, вы будете соревноваться на равных, и шансы ваши равны.
Мы чутко относимся к внешним переменам: в годы ковидных ограничений мы существенно снизили стоимость участия, чтобы каждый мог проверить свои силы.
Мы на регулярной основе участвуем в благотворительности. В целом вся концепция фестиваля — про человечную, комфортную окружающую среду.
Побеждают только лучшие из лучших. Если жюри решит, что в категории нет достойных работ, награду никто не получит.
Фестиваль вдохновляет не только дизайнеров, но и владельцев бизнеса. Клиенты дизайн-студий часто предлагают использовать работы конкурсантов в качестве референсов.
У нашего жюри высокий уровень насмотренности и большой опыт работы за рубежом. Оно хорошо знает мировые стандарты, тренды и оценивает работы в соответствии с ними.