Таня Лагодич. От кофе до кода

Таня Лагодич От кофе до кода

Раньше бариста, а теперь фронтенд‑разработчик с пятилетним стажем рассказывает, какие трудности ждут самоучку на пути к сеньорству, как стеснительность тормозит, а фидбэк — ускоряет.

Как вышло, что бариста решила пойти в ИТ?

В 22 года у меня случился кризис. Образования у меня не было, ничего толком не умела. Я тогда работала в кофейне: без конца варила кофе и улыбалась, а пользы от этого не видела. Изучала сорта и особенности приготовления кофе, но меня не торкало. И я стала загоняться, что ничего собой не представляю.

Когда я приехала в Питер из Саратова, мне нужны были деньги, чтобы закрепиться в новом городе. В общепите платили каждый день, и я два года проработала в кофейне. От смен по 12 часов болели голова и ноги, хотелось только лечь спать

Как ты поняла, что хочешь писать код?

Сначала я хотела податься в SMM. Помню, открыла бесплатный курс, а на второй лекции начала зевать. Надолго меня не хватило, и я стала думать дальше. Вспомнила, что в школе любила математику: мне нравилось решать задачи, примеры, составлять алгоритмы. Хотелось, чтобы и моя работа была такая. В школе я думала в сторону программирования. Просто свернула куда-то не туда, может, попробовать ещё раз?

Но я не знала, что делают программисты. В Гугле прочитала, что есть разработчики кода на разных языках, DevOps-инженеры, тестировщики ПО, фронтендеры и бэкендеры. Узнала про сферы внутри программирования — про разработку веб- и мобильных приложений. Фронтенд показался мне проще всего: выучите HTML, CSS и Java и идите делать сайты. Любому бизнесу нужен сайт.

С чего начала учёбу?

В 2018 году не было столько курсов, как сейчас. А ещё это было дорого, я бы не потянула. На форумах узнала, что за год смогу самостоятельно освоить базу. Я подумала: раз можно учиться самостоятельно и бесплатно, буду пробовать бесплатно.

Я более-менее умела читать на английском, нашла школу GeekBrains, они публикуют планы обучения. Скопировала их учебный план для фронтенд-разработчиков и шла по нему.

Не учите всё сразу — держите фокус на чём-то одном

Он мне здорово помог, но я всё равно косячила, потому что распылялась. Сфера огромная, учить надо много, да ещё и каждый день что-то новое появляется. Вот я и хваталась сначала за одно, на следующий день за другое. И многие распыляются как я, а так нельзя. Не надо учить всё сразу, лучше держать фокус на чём-то одном. Вот вы сели учить MI, так изучайте его. Когда почувствуете уверенность в том, что всё запомнили, тогда идите дальше.

Как совмещала учёбу с работой?

Работать по 12 часов и одновременно учиться было сложно. Гости шли каждые пять минут, я их обслуживала. И не вывозила: материал сложный, учиться давно отвыкла, с утра до вечера сидела на кассе. Тогда решила для себя: в будние дни, когда людей больше, не надо закапываться в учёбу. Читала маленькие статьи, что-то повторяла, смотрела короткие видео. Время появлялось в выходные, когда с утра никого нет. Тогда погружалась с головой.

Когда опускались руки от бессилия, то вспоминала грустную кассиршу, которую однажды видела в магазине. Я смотрела на неё и думала: это я через 30 лет, если ничего не изменю. Такое будущее не радовало, надо было учиться.

Как искала первую работу?

Прошло уже 8 месяцев учёбы, и у меня начало что-то получаться. Тогда я уволилась из кафе, чтобы заняться программированием, и сделала портфолио. Муж здорово меня поддержал, он сказал: «Пусть мы будем супербедными, но мы справимся». Я собрала два сайта для портфолио и стала откликаться на вакансии. Мало тогда умела, поэтому откликалась, если искали джуна или верстальщика. Делала тестовые, но компании вообще не отвечали. Мне было обидно, хотела узнать, в чём ошиблась на тестовых. Было непонятно, что я делаю не так.

Через два месяца нашла одну веб-студию, которая делала лендинги на заказ и продвигала их в интернете.

Мне позвонили и спросили: «Вы точно умеете верстать?». А у меня тогда не было коммерческого опыта. Только два простеньких сайта в качестве учебных проектов

Тогда я включила уверенность. Ответила рекрутеру: «Всё умею!». На самом деле я так себя не чувствовала, мне было страшно. А они дали тестовое на три дня — сверстать огромный лендинг с адаптивом. Там было 16 блоков, и чтобы кнопочки всякие работали. Я тогда всего этого не умела.

Верстала этот лендинг три дня по 12 часов. Потом ещё неделю ждала фидбэка. Дёргать их с ответом я стеснялась, и тогда мне опять помог муж. Он убедил меня, что это нормально — напоминать о себе. В итоге их предыдущий разработчик-верстальщик посмотрел тестовое и сказал, что понравилось. Не идеально, но лучше, чем у других соискателей. Позвали меня в офис. Я думала, что меня ждёт серьёзное техническое собеседование. Повторяла всё, ждала, что будут проверять теорию и практику, кучу сложных вопросов задавать. А в офисе мне сказали: «Мы вас берём верстальщиком, в понедельник выйти сможете?»

Сколько ты там работала?

Три месяца, постоянно лендинги верстала. Это была хорошая практика: я целую кучу их переделала. График теперь был стабильный: понедельник-пятница с девяти утра до шести вечера. Высыпаться начала, а после работы время появилось. Я его на учёбу тратила, но главное, что не надо было сразу бежать спать.

И всё равно было тяжко: много перерабатывала. На меня кучу разных обязанностей свалили, а я и не поняла этого. Сейчас-то я знаю: дизайнер рисует макет сайта для верстальщика, а верстальщик пишет код HTML и CSS, чтобы страница в браузере отображалась так же, как на макете.

А от меня ждали фронтенд: чтобы я сделала сайт, продумала всю логику, чтобы заявка с сайта сразу падала на почту клиента. Это не суперсложно, но я тогда понятия не имела, как это делается. Я же только-только научилась верстать. Помощи просить я боялась. Сидела в чатах и на форумах для разработчиков, но сама не писала. А в студии совета спросить не у кого было: я была единственным разработчиком-верстальщиком.

Поэтому я молча делала и искала работу. Как позвали на новое место, я сразу ушла.

Меня взяли «работать с сайтом», значит, я должна была уметь всё. Реклама — тоже работа с сайтом, и я должна была её делать. Сайты продвигать, аналитику. Вот есть Яндекс-метрика, вы делаете там скрипт, и он отслеживает: куда пользователь на сайте кликнул, где остановился, а где вышел. Обычно маркетологи ставят все настройки и отдают вам готовый скрипт. В студии говорили, что даже ребёнок такое сделает. Мне стыдно было спорить

Не задавать вопросы было ошибкой?

Да, это была моя ошибка. Я бы посоветовала никому не стесняться. Признавать, что чего-то не знаете. Идти на форумы и в чаты, где собираются опытные ребята. Если есть какие-то вопросы, надо спрашивать. Послать могут, высмеять тоже, к сожалению. Но кто-нибудь да ответит. И это лучше, чем несколько дней сидеть с какой-то ошибкой и ломать голову, как её исправить. Написать в чат, попросить помощи — нормально. Заодно прокачаете социальные навыки.

Если есть вопросы, надо спрашивать

Даже если не посоветуют решение, направят в нужную сторону. Подскажут, что не там копаете, что нужно в другом месте подучить. Это всё равно ускорит ваш прогресс. А я вообще ничего никому не писала, вопросов никаких не задавала. Это сильно замедлило моё обучение.

Какие трудности ждали тебя на следующей работе?

Там не было обратной связи. Со второго места я отчасти поэтому ушла. Я там проработала год. Было лучше, чем на первом месте. Там у меня уже было официальное трудоустройство, позиция Junior Frontend. Зарплата приличнее. И больше никаких левых обязанностей. Я делала админ-панели для сайта склада, где принимают товар и ведут его учёт. Для самого главного админа, который может всё. А в один момент я поняла, что мне важны не только деньги — у меня не было удовлетворения от своей работы.

Во-первых, мне не давали обратную связь. Ментора толком не было. Код за мной не проверяли, и я не знала, нормально я делаю или не очень.

Во-вторых, я не видела результатов. Это был стартап внутри компании, и он не запустился. Последние полгода было чувство, что я работаю в стол. Постоянно приходили какие-то правки: измените дизайн главного интернет-магазина, поменяйте то, верните это. Я переделывала по нескольку раз, но мы всё равно ничего не запускали. А мне надо было видеть результат своей работы. Знать, что я тружусь не просто так. В третьей компании была похожая история. Мне снова не давали обратную связь. Поэтому я и оттуда ушла.

Как обратная связь влияет на профессиональный рост?

В идеале как: вы хорошо сделали страничку, из-за этого поднялась конверсия. Или, наоборот, упала. Руководители вам об этом говорят: кому понравилось, кому нет, почему. Вы видите результат своей работы и куда нужно расти. И вообще приятно, если вы сделали и людям понравилось. Но так редко бывает.

Я советую новичкам самим интересоваться результатами своей работы. Не просто: вот я сделала, вы приняли, всё хорошо, я пошла. Не молчите как я. Вряд ли бизнес поделится цифрами прибыли, но можно попросить какой-то фидбэк.

С зарплатой та же история. Никто не попросит за вас. Вам не скажут, мол, неплохо работаете, вот вам на пять тысяч больше. Если вы сидите с 30 тысячами и молчите, руководство думает, что вам и так хорошо.

Продайте свои навыки

Сейчас я работаю на четвёртом месте. Тут всё прозрачно: есть специальный план для тех, кто хочет роста и больше денег. Технический директор составляет для сотрудников дорожную карту. Схема зависит от вашей профессии, но выглядит примерно так:

  • вы учите новые технологии и используете их на реальных проектах, оптимизируете производительность вашего продукта;
  • пишете руководства для новичков, учите джунов, ревьюите их код;
  • повышаете квалификацию на курсах и конференциях;
  • предлагаете свои идеи и доводите их до конца.

Потом разговариваете с руководителем о повышении. Идея такая: вам нужно перепродать себя и свои навыки. Вот я себя отметила как мидл-плюс. Расписала, что полезного сделала для компании за год, обосновала повышение. Поставила цель — стать сеньором. Когда я всё это расписала, то поняла: оказывается, я делаю что-то полезное! Я сразу увидела ответственность за свой рост.

Какие навыки нужны сеньору?

Я пришла к выводу, что это софт-скилы. Если сеньор хочет стать ценным сотрудником, он должен научиться двум вещам: разбираться в бизнесе и договариваться с людьми.

Технические специалисты и бизнес часто говорят на разных языках. Джуны и мидлы решают технические задачи и дальше них не видят. Они не понимают, почему бизнесу вдруг приспичило сделать кнопку вырвиглазного цвета. А бизнес не видит дальше слова «программирование» и злится. Технари вроде работают, а конверсия маленькая. Вот тут сеньор может стать связующим звеном.

Нужно понимать смысл продукта, с которым работаете

Сейчас работаю в онлайн-трейдинге. Раз я хочу быть сеньором, мне нужно понимать эту сферу, чтобы не впадать в ступор. Не только термины: надо знать, куда я вывожу продукт. Что толку, если я сделаю технически хороший сайт, но он не решит проблему клиента? Нужно понимать смысл продукта, с которым работаете, чтобы правильно его делать.

А ещё сеньору надо быть гибким в общении. Вот вы поняли, зачем бизнесу нужна вырвиглазного цвета кнопка, а как донести это ребятам? Приходится прокачивать эмоциональный интеллект, чтобы обосновать идею и никого не задеть. Если сеньор не умеет принимать чужую точку зрения и гнобит подчинённых, он лишается их доверия. А доверие работает на нашу общую цель.

Что посоветуешь тем, кто идёт в ИТ?

Соблюдать баланс между работой и личной жизнью. В 20 лет можно махнуть на себя рукой и батрачить круглые сутки — организм выдержит и даже не пикнет. После 30 лет такое отношение к себе превращает человека в унылую развалину. Учитесь распознавать свои эмоции и ставить себя на первое место, иначе не вывезете.

Составлять план на каждый день, чтобы не распыляться. Я планирую, какие задачи нужно выполнить на работе и что делать после работы: сходить в тренажёрку, на танцы, побыть с мужем. Если не получается уложиться в план, не осуждаю себя. Я себе друг, а не враг.

Определить время, когда лучше работается. Не надо переделывать сову в жаворонка и наоборот. Для меня самое активное время — утро. Тогда я выполняю задачи, которые требуют серьёзной вовлечённости: это учёба — LeetCode, книги, курсы — и важные задачи по работе.

Оставлять задачи полегче на вторую часть дня: код-ревью, мелкие задачки, какой-то ресёрч. Использую метод «Помодоро». С ним я стала больше успевать и меньше уставать. Заводите таймер на 25 минут и работаете. Когда время заканчивается, отдыхаете пять минут. Делаете так четыре раза подряд, а потом уходите на тридцатиминутный перерыв.

Не сидеть в четырёх стенах. Некоторые с удалёнкой вообще не вылезают на улицу и киснут. Я каждый день куда-то выхожу, занимаюсь танцами и в тренажёрке. Спорт переключает меня с умственной работы на физическую. Выбирайте занятие по душе: бегайте, плавайте, гуляйте.

Не перерабатывать. Я работаю до шести вечера, остальное время — для отдыха и себя. Бывает, тружусь дольше, но обычно стараюсь переносить дела на завтра. Я не верю в идею, что для достижения успеха нужно пахать по 12 часов в сутки. Лучше идти медленно, но без срывов и депрессий.

Разделять зоны работы и отдыха. Сейчас мы сняли трёхкомнатную квартиру. У меня есть кабинет, где я работаю. Есть кухня-столовая, где мы едим. И третья комната — спальня, где мы только отдыхаем. У тех, кто работает в кровати, часто возникают проблемы со сном. Я так не делаю, поэтому сплю отлично. Когда я захожу в кабинет, у меня сразу концентрация подскакивает, и я переключаюсь на рабочий настрой.

Раньше у меня было так: я жила в однушке с отдельной кухней. Компьютер стоял на кухне, обед перемешивался с работой. Я стала забывать поесть: иногда закатывалась утром на кухню позавтракать, и раз — уже находила себя за компом, в работе