Редактор Яндекс-практикума и выпускница
Саша, ты пришла в онлайн-курсы из юикса. Почему решила сменить специализацию?
В юикс-редактуре мне не хватало контентной составляющей: в интерфейсе, чем меньше букв, тем лучше. Например, когда я работала над приложением Яндекс-такси, большую часть времени тратила не на сам контент, а на выстраивание логики взаимодействия с пользователем. Мой день проходил так: утром я смотрела на один из экранов, шла к дизайнеру, от него к программисту, тот отправлял к менеджеру, от менеджера возвращалась к дизайнеру — в итоге меняла одно слово на кнопке. Бывало так, что за день я не набирала ни строчки текста.
Потом я работала в Тинькофф, где выстраивала юикс-процессы с нуля. Задачи уже были сложнее, количество экранов в Фигме раза в три больше. Здесь я всё так же думала над тем, как выстроить путь пользователя в приложении, перетаскивала экранчики — и текста за день набиралось не больше страницы А4.
В приложениях дизайн — это локомотив, а текст тянется за ним. Я хотела повернуть всё наоборот — больше влиять на продукт, больше работать над контентом. Можно было уйти на позицию продакта или в медиа, но оба варианта меня не привлекали. Я искала выход, но заходила в тупик.
В этот момент мне написал менеджер из Яндекс-практикума: «Наш факультет кюэй ищет редактора. Мы смотрели твой вызов Главреда, нам очень понравилось. Не хочешь сделать тестовое?».
Это было знамение божье, ведь редактура онлайн-курсов разрешала мои внутренние противоречия. Курс — это продукт, в нём много текста, и текст — локомотив, за которым всё идёт. Это было жуткой случайностью, как на курсах по женской энергии: «Я отправила запрос во вселенную — и она мне ответила».
Что было в тестовом задании?
Нужно было отредактировать кусочек текста из учебного курса. Как будто автор принёс редактору черновик с объяснением, что такое базы данных. Задача редактора — переписать всё так, чтобы студент разобрался в теме, с которой никогда раньше не сталкивался.
На тестовом задании никто не ожидает, что ты напишешь текст, который сразу можно выкатить в продакшн. Важно показать, как ты мыслишь, выстраиваешь структуру. Уточнять детали не у кого, поэтому приходится исходить из предположений. Я нарисовала черновые картинки, схемы, выстроила модель работы с текстом, как если бы рядом был эксперт.
Никто не ожидает, что ты
напишешь текст, который сразу можно выкатить в продакшн
А какие задачи решает редактор курса в повседневной работе?
Большую часть рабочего времени редактор общается с авторами и помогает им писать последовательные и понятные тексты. Я работаю с курсами по автоматизации тестирования, где все авторы — тестировщики, супертехничные ребята. Есть авторы, которые давно работают с курсами, но даже у них не всегда получается с ходу объяснить непонятные вещи простым языком. Писать для новичка — отдельный навык, редактор помогает справиться с этой задачей и опытным ребятам, и тем, кто работает над курсом впервые.
Удерживает фокус на одной узкой теме. Если среднестатистического программиста попросить написать про фикстуры для начинающих, он объяснит суть, но добавит к этому
Помогает автору выйти из пузыря экспертности. Студентам очень нужны примеры, чтобы понять новую тему, а опытный разработчик может это упускать из виду. Редактор борется за то, чтобы в уроке было больше образцов кода и примеров того, как это работает.
Выстраивает логику объяснения. Бывает так, что эксперт описывает новый термин с помощью десятка других терминов, которые пока ещё не знакомы студентам. Редактор распутывает все непоследовательности, чтобы читать урок было легко, как скатиться с горочки.
Исключает задания без подводящей теории. У начинающих авторов иногда есть соблазн дать задание на то, чего не было в уроке: «Пусть догадаются, погуглят — в жизни им не принесут объяснение на блюдечке». Редактор не пропускает такие моменты,
Добавляет наглядные метафоры. Когда в тексте совсем нет аналогий из жизни, студентам сложно понять абстрактные сущности. В этом случае редактор подкидывает автору сырые идеи или задаёт направление для поиска. Лучшие варианты получаются во время совместного мозгового штурма.
С авторами ты работаешь над текстами уроков. А какая команда участвует в разработке всего курса?
Техлид — босс в программировании. Он формулирует, чему на курсе должен научиться студент, решает все спорные моменты и выбирает лучшие способы написания кода.
Методист — главный стратег учебного курса. Он выстраивает последовательность уроков, делает понятную картинку из огромного объёма информации.
Автор — эксперт с практическим опытом в своей предметной области, который готов делиться знаниями с другими людьми. На курсе обычно несколько авторов, у нас это практикующие тестировщики и автоматизаторы тестирования.
Редактор отвечает за то, чтобы у всего курса был единый стиль и эффектная визуальная подача. Он правит тексты авторов, следит за логикой в объяснениях, добавляет связки, детали и уточнения. На большинстве курсов есть и методист, и редактор, но на нашем факультете редактор — это специалист два в одном.
В работе над курсом как минимум ещё заняты дизайнер, корректор, продакт, проджект. Продакт следит за метриками, за здоровьем курса, определяет, как дальше будет развиваться продукт. Проджект настраивает процессы, следит за сроками: чтобы всё вышло вовремя и было залито на платформу.
Получается, ты совмещаешь функции методиста и редактора. Как тебе это удаётся?
У меня есть запас теории, благодаря которому я справляюсь. Я получила методическую экспертизу в первый год работы в Яндекс-практикуме, когда методист нашего факультета провела серию обучающих вебинаров для редакторов. Нас научили:
Формулировать образовательные результаты. Недостаточно написать: «Студент разбирается в юнит-тестах». Надо уточнить, что значит «разбирается» и на каком уровне. Можно сформулировать по-разному, например: «Студент может объяснить своими словами, что такое юнит-тесты и зачем их применяют» или «Студент может самостоятельно написать юнит-тест на такую-то функциональность». Это два разных образовательных результата, под них нужен разный контент — поэтому важно формулировать конкретно.
Проектировать задания под конкретный образовательный результат. Если результат сформулирован фразой «может объяснить своими словами», используем задания на закрепление теории: выбрать правильное утверждение, расставить в правильном порядке. А если в образовательном результате есть формулировка «умеет», даём практические задания: написать отрывок кода, дописать код внутри программы, написать код с нуля.
Также мы изучали пирамиду Блума, уровни овладения информацией и навыками, учились использовать разные схемы подачи материала. В общем, много всего про то, как человек учится и как упростить процесс обучения.
Как создаётся новый учебный курс?
Производство курса с нуля начинается с того, что методист и техлид собираются и формулируют образовательный результат — чему курс обещает научить студента. В паре с техлидом методист разрабатывает структуру курса, определяет последовательность тем и содержание уроков.
Дальше начинается работа над отдельными уроками. Авторы получают от методиста план урока и пишут по этому скелетику черновик с теорией, определениями, примерами, заданиями на отработку материала. Дальше к работе над черновиком подключается редактор, который помогает сделать объяснение понятным и интересным, а также ставит задания иллюстратору, чтобы визуально круто упаковать текст.
Готовый контент выпускается порциями. Если первая тема готова, а вторая написана в черновиках, то первую выпускают. Пока её проходят студенты, дописывается вторая. Разработка учебного курса как работа над сериалом: пока все смотрят первый сезон, пишется второй.
Разработка онлайн курса как работа
над сериалом: пока все смотрят первый сезон, пишется второй
Учебный курс пишется раз и навсегда, или предусмотрены обновления?
Если курс приносит достаточно денег, есть смысл вкладываться в его рефакторинг: улучшать, делать объяснение более чистым, понятным. Мы обновляем курсы для новых потоков студентов. Большую часть изменений вносим к дате старта занятий, а какие-то темы исправляем в процессе. При этом всегда планируем работы так, чтобы студенты попали на обновлённую версию.
Отправная точка для улучшений — обратная связь от студентов. Для нас важно, как студенты проходили задания, где чаще всего ошибались, на что жаловались. Они могут написать в чат, оставить вопрос в тренажёре, ответить в специальной форме. По этой информации мы принимаем решение, что улучшать и в каком порядке.
Также периодичность обновлений зависит от выхода новых версий программ.
Бывает иначе. Вскрываются проблемы, которые надо максимально быстро пофиксить.
Редактор сам читает все отзывы студентов?
У нас есть люди, которые агрегируют статистику, но сырую обратную связь мы тоже смотрим. Для редактора это отличная возможность проверить свои гипотезы о том, как должен выглядеть идеальный контент. Мои редакторские представления о прекрасном могут не совпадать с реальностью, и отзывы студентов помогают их скорректировать.
В какой-то момент студенты писали нам: «Я вообще не понял, как задания из урока применять в жизни». Тогда мы поняли, что им не нравятся примеры, оторванные от реальной работы тестировщика. В итоге ввели новое правило, которым теперь пользуемся при проектировании заданий.
Какие внутренние документы помогают редактору в работе?
У нас есть гайды методистов, которые помогают проектировать задания. Например, в них описано, как сделать так, чтобы задание заставляло подумать, но не затрагивало материал, которого не было в уроке. Или как написать подсказку, чтобы она помогала, но не была готовым решением.
В Яндекс-практикуме есть целый штат методистов, которые следят за последними писками моды в области обучения. Они узнают про эксперименты в этой области и делятся с нами новыми фишками.
Также мы обмениваемся экспертизой с редакторами других курсов, ходим к их менеджерам и продактам. У нас все факультеты — как отдельные мирки, поэтому нам всегда есть,
Конечно, у нас есть редполитика, в которой подробно прописано, как строить объяснение,
Сложно ли было адаптироваться к новым задачам после работы в юиксе?
В самом начале было сложно. Каждый вечер я чувствовала, как мозг кипит и я куда-то плыву. Формат сильно отличался от моей прежней работы:
В юиксе много экранов, но на них очень мало текста. Интерфейс нелинейный, между экранами куча разветвлений, и ты по ним бегаешь, как блошка, — туда-сюда.
В учебном курсе много уроков, и в каждом — полотно текста. Темы выстроены линейно, открываешь урок и редактируешь — сверху вниз.
В самом начале меня не оставляли одну, рядом были старший редактор и методист. Они помогали понять, как лучше построить урок, с чего начать, как не перегрузить деталями.
Ты работаешь в Яндекс-практикуме больше двух лет. Что изменилось за это время?
После интерфейса было сложно плавать в таком объёме текста. Сейчас прихожу и раскидываю всё по полочкам.
Выработалась насмотренность. Я быстро ориентируюсь в материале и вижу, где могут быть потенциальные проблемы, какие задания лучше сделать, какие примеры и аналогии добавить.
У меня изменился набор вопросов к авторам: раньше я спрашивала обтекаемо, сейчас в них больше конкретики. Конечно, я не научилась программировать, но уже знаю набор ошибок, которые может выдать пайтон.
Мне нравится, что в учебных курсах нет регулярной смены тем, как в медиа. Есть общая канва, которая всё объединяет, но при этом постоянно пишутся новые уроки. Регулярно приходится разбираться в новых для меня темах, так что скучать тоже некогда.