Рашид Муратов — автор пяти книг и более ста рассказов в жанре фантастики. Студент 20-го потока Школы редакторов рассказал, где брать идеи, вдохновение и как начать писать первую книгу. Откуда возникают фантастические сюжеты, как чувственный опыт может их оживить и при чём тут лимбическая система мозга.
Как давно пишешь и как к этому пришел?
Пишу с 2011 года. Я тогда учился на филфаке в универе: хотел писать, но не понимал, с чего начать. Друг скинул ссылку на ЖЖ человека, который поставил над собой эксперимент — месяц писать по рассказу в день. Такой же вызов начался у меня.
Садился писать: вот чистый лист, вот слова, вот какие-то герои появляются, вот они что-то делают, а я всё это описываю. Проходит два часа — у меня готов рассказ. По сути, тренировал именно навык создания идей, активной визуализации.
Вызов затянулся на 2,5 месяца: пока писал рассказы, успел сдать сессию. В голове всё перемешивалось, но было прикольно. Через 30 рассказов нащупал, как вообще могу писать — появился свой стиль, любимые темы, меня в ЖЖ даже кто-то читал. Меня интересовали книги Евгения Лукина, Аркадия и Бориса Стругацких, Владислава Крапивина. Поэтому и писал в основном фантастику.
Рассказы эти не редактировал. И до сих пор для меня редактура — самая больная тема. Терпеть не могу перечитывать и исправлять то, что написал, но без этого никуда. С первого раза нужных слов не подобрать, приходится перечитывать и переписывать, чтобы в итоге получилось то, что нужно.
Как возникают фантастические сюжеты? Какие особенности в этом жанре?
Беру участок реальности и в голове докручиваю. Пишу в жанрах: фэнтези, мистика, фантастика. Обычно про нечто необъяснимое: обыденную реальность, в которую проникает неведомая логика, что-то из других миров.
Наша жизнь в целом скучненькая. Там метро ездит, там автобусы ходят, тут люди работают. Ты берёшь что-то и делаешь это интересным. Для меня интересно — когда необычно и в сторону фантастики. Берёшь опыт и переносишь его в другой мир, в параллельную реальность, на другой континент. Так рождается сюжет.
Были у меня отношения с девушкой странные. Из них родился рассказ, где героиня катаной ногу жениху отрубает. Здесь роль играет даже не сложность отношений, а контекст. Ты его чувствуешь, ловишь, выкручиваешь на максимум, до гротеска: в обществе есть разные традиции, а у нас в семье рубят ногу тому, кто замуж зовёт.
Когда вылетел с филфака, поехал автостопом на Дальний Восток. Там прожил четыре месяца: общался с шаманами, привёз оттуда первую жену. Начался круговорот событий — я получил опыт, который нигде больше не приобрел бы. Много сюжетов взял оттуда. У меня несколько книг, где духи, эзотерика, общение с другими мирами, но в современном городе.
Рассказы в каком-то смысле сложнее писать, потому что нужно упаковать мысль в короткие промежутки текста. Это должно быть достаточно интересно, чтобы зацепить с самого начала.
Основная твоя работа — копирайтинг. Как получается совмещать с творчеством?
Когда первую книгу писал, надеялся, что ее как издадут, как я стану миллионером, ух! Брошу копирайтерство и пойдёт жизнь веселая. Но не пошла. Тем не менее я написал вторую книгу, третью, четвёртую. Работал и писал, совмещал это через выгорание. Иногда писал вместо работы, потом дедлайн подступал, навёрстывал бешеным темпом.
Последние полгода не пишу, потому что не идёт. Четыре книги отправил на питчинги, презентую их напрямую издателям.
С творчеством жизнь становится интереснее. Без него не произошла бы цепочка событий, которая привела к тому, что у меня сейчас есть.

Откуда брать идеи для книги?
Действительно интересный сюжет рождается на основе уникального опыта — жизненного
Возьмём Джорджа Р. Р. Мартина, который написал «Игру престолов». Он историк, знает, как всё происходило: как воевали, какие отношения были между сословиями, во дворце, между королями, прислугой. Он создал мир в Средневековье, где все натуралистично, исторически верно прописано, но в котором ещё есть магия, драконы. То же самое с Джоан Роулинг: она хорошо знает жизнь в закрытых английских школах и на этом синтезировала сюжет.
В море фанфиков интересные вещи есть. Я с удовольствием почитал «Гарри Поттер и методы рационального мышления», который написал исследователь искусственного интеллекта Элиезер Юдковский.
В школьные годы я жил с родными в русском городке в Ливии. Там в центре здоровенная вышка была, высотой с пятиэтажку. Год вокруг ходил, смотрел. За три дня до отъезда забрался на неё, страшно было. А сверху очень красиво оказалось: море видно, пустыню, барханы вокруг и пальмы.
Когда в Казань вернулся, начал по крышам гулять, стал руфером. Потом в Питер ездил и Москву, забирался на самые высокие крыши. Они возникали затем в сюжетах — у меня во всех книгах кто-то куда-то лезет. Неизбежно. Обязательно. Потому что на высоте много эмоций, впечатлений.
Рассказ «Петрович *бнулся» я написал после того, как прожил год в Сибири. У меня что-то накопилось. Вылилось это в тему просветления и саморазвития простого сибирского мужика. Получилось прикольно, рассказ собрал хорошую обратную связь.
Идею для книги нужно искать не вокруг, а в себе. У каждого есть опыт, который понимаешь на уровне тела, а не головы. Интересно то, что вы пережили сами. Если я напишу книгу про маму, которая родила чудесного ребёнка, мне не поверят. Потому что я не знаю, каково это.
Много книг издано, их покупают — начинаешь читать, а там ничего не происходит. Деревянные болванчики говорят деревянные вещи, совершают деревянные действия. И таких авторов полно.
У каждого есть опыт, который понимаешь на уровне тела, а не головы
На сайте Author. today пишут километры текста: практически по авторскому листу в день. Посмотрел, кто там успешный и как они работают. Понял, что я так жить не хочу. Нет резона этим заниматься — писать километры бессмысленных простыней.
Но этих авторов читают, потому что они пишут. У людей есть потребность читать. У меня ощущение, что у огромной массы вкус ещё не сформирован. Они ищут, что почитать на какую-то тему. Вот есть авторы, которые пишут про приключения людей в мире компьютерной игры. У них 10 романов, даже серии романов, книг по 30 у некоторых. Одинаковых абсолютно, но потребность закрывается — этот рынок работает так.
Кто твой читатель? Как его увлечь?
У меня нет широкого круга читателей. Глобально меня читает жена, ещё близкие, знакомые. Жена — главный мотиватор, она меня не критикует.
Как только вы начнёте публиковать творческие рассказы, романы, даже посты, критиканов появится — как грязи. Критика нужна от людей, которые разбираются в теме лучше, чем вы и все остальные. Иначе это информационный шум, который мешает и демотивирует. От близких людей важна мотивация и поддержка. Тем более на первом этапе, когда важно нащупать свой путь.
Как вообще понять, что движение происходит в правильном направлении? Искать в себе. Важно делать, что нравится. На первых порах обратная связь может мешать. Вы будете ориентироваться на кого-то: бесконечно переделывать свой стиль, пока его не примет большинство. Я в этом смысла не вижу — это уже ремесло, а не творчество.
Никогда не работал на создание своей аудитории. Когда пишу книгу, об этом совсем не думаю. Может и стоило бы, но я не понимаю, как это может влиять на книгу в положительном ключе. Сюжет идёт, и корректировать его, исходя из ожиданий читателя, неинтересно.
Что для тебя удачный рассказ, статья, книга? Есть свои рецепты?
Хорошо получается то, что идёт от сердца, что самому интересно. Передача опыта с лимбической системы. Нужно, чтобы автора самого захватило — тогда читатель это считывает, пропитывается.
Лимбическая система человека отвечает за эмоции, память, животное начало. А другая часть мозга — логическая — оперирует знаниями, фактами и взаимосвязями. Можно писать книгу от попыток понять, какой она должна быть, а можно от опыта.
Есть книги, которые вроде бы выстроены по всем законам жанра: в них есть завязка, кульминация, развязка. Персонажи прописаны по всем правилам, отношения между ними развиваются. Но сама книга не цепляет, читать неинтересно. Её закрываешь на половине и больше не возвращаешься. Потому что книга «от ума».
Бывает, книга написана примитивно и не очень понятно. Но она западает в душу. Из примеров — «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Сюжет очень простой, но захватывает целиком.
Персонажи прописаны, отношения развиваются, но книга не цепляет. Потому что книга «от ума»
Книга про войну, написанная кабинетным учёным, — туфта. В то же время повесть человека, который прошёл Вторую мировую, может быть не самой увлекательной, но при этом вызывать мурашки. Вот такая магия.
Почему тексты Максима Ильяхова про редактуру интересно читать? Да потому, что он в этом варится уже многие годы.
Есть у меня друг — юрист, который хочет написать космооперу. Посоветовал ему рассказать про юриста в какой-нибудь космической корпорации: чем он живёт, какие вопросы решает. Друг думает до сих пор, уже пятый год. Он уже в курсе всего, знает, как всё происходит. Можно взять этот опыт и перенести его в космос на степень развития цивилизации, когда война идет на уровне законов.
Необязательно хорошо изучать другие детали. Космический юрист может вообще не соображать в космосе, технологиях. Его посадили на корабль, он летит с документами разбираться и решать проблемы корпорации. Всё остальное — не
Важна точка зрения на выбранный мир. Ищите спасение в своей области, в которой вы хорошо понимаете. Сделать главного героя более живым может другой персонаж. Например, капитан корабля, который очень круто шарит в своём деле, но не разбирается в законах. Он и юрист будут друг друга дополнять.
Важно, чтобы в базе сюжета, в базе героев был любой прожитый опыт: материнство, работа юристом или поваром. Так сюжет будет живым и сильнее воздействовать на читателя.
Это легко отслеживать во время письма. Если сюжет захватывает, увлекает за собой — одно. Пытаешься понять, интересно ли это вообще, что бы ещё добавить — скорее всего, пытаешься соврать читателю, вызвать интерес.
Важна точка зрения на выбранный мир. Ищите спасение в своей области, в которой вы хорошо понимаете
Участвовал я как-то в конкурсе «Vita.ТЮЗ», посвящённом борьбе с наркотиками. Отправил два рассказа: «Жизнь» и «Эфир». Первый писал очень серьёзно, хотел победить. А «Эфир» отправил просто в довесок. Создал его на основе реальности и именно он первое место на конкурсе занял, хотя я вообще не делал на него ставку. Хороший творческий текст передаёт уникальный чувственный опыт. Донести его можно, только если сам пережил.
В каких ещё конкурсах ты участвовал и что тебе это дало?
Помимо конкурса от ТЮЗа побеждал ещё в одном региональном — от казанского портала. Получил планшет прикольный, ходил с ним лет десять потом. В театре как победителю дали два билета, на сцену позвали. Приятно было. На всероссийские конкурсы подавался, но не выигрывал.
Полезно участвовать в любом конкурсе, в любой движухе, какая есть. Можно и не выиграть, но с кем-то познакомиться, скооперироваться, что-то сделать вместе. Это вырывает из рутины, делает лучше, даёт опыт. Можно специально следить за новыми конкурсами, списки постоянно пополняются.
Как организовать творческий процесс, чтобы держать баланс между работой и хобби?
Муза — дама капризная. Может прийти в полночь, когда уже лёг спать. Приходится вставать, писать. Потому что нельзя предавать мысль, если она к тебе пришла. Надо её записать обязательно. Это хороший навык, даже если мысль не всегда во что-то превращается.
Выработайте привычки, иначе муза перестанет приходить. Нужно чётко понимать, когда пришёл творческий порыв. Смысл надо зафиксировать, чтобы он не пропал в безвестности.
В день хотя бы одно предложение. Когда писал первую книгу, у меня было такое правило: садишься, пишешь фразу, потом уже в процессе — ещё одну, ещё. И так уже проходит час. Работающий метод. Но бывает, пишешь предложение и уходишь от компа, потому что полумёртвый после дня работы.
Поставить себе цель. У меня так сработало, когда я решил написать 100 постов за 100 дней. Это прокачивает, развивает навык.
Всегда носите с собой диктофон. Если мысль пришла — записывать, потому что потом не вспомнишь.
Найдите место для уединения. Если дома семья, супруг, ребёнок, подойдёт любое пространство, где никто не дёргает. Хоть машина: сел и пишешь, пока не отвлекают. От шума выручат беруши.
У моего творчества и работы два врага — мои кошки. Ходят, орут. Мозг раздражается. Приходится прерываться, потом возвращаться. Мысли уже потеряны.

Что посоветуешь начинающим авторам?
Писать много и регулярно. Пусть это будет 50 любых рассказов. Пока их напишете, сформируется понимание, что вы можете, а что нет. Большая часть будет шлаком, это нормально. Пусть лишь один-два выйдут классными, их уже можно куда-то отправить.
Читать произведения того направления, которое выбрали. Можно «положить на подкорку» много приёмов, которые используют профессионалы, и избежать изобретения сюжетного велосипеда.
Изучить типологию личности: соционику, психософию или дизайн человека. Любую, где подробно описаны разные личности, их роль в социуме и взаимодействия друг с другом. Это сильно облегчит жизнь: поможет понять, почему персонаж с кем-то поругался или сдружился, придумать сильные и слабые стороны и то, как они проявляются. Использовать осторожно, только как инструмент — сюжет не должен стать инструкцией к типологии, в нём должна быть жизнь.
Все три концепции считаются псевдонаучными:
- Соционика — концепция типов личности и их взаимоотношений, которую разработала в 1970-х годах Аушра Аугустинавичюте. Делит людей по характеру на 16 групп.
- Психософия — классификация психотипов, которую предложил в 1980-х годах Александр Афанасьев. На основе комбинаций логики, воли, эмоций и физики выделяет 24 типажа.
- Дизайн человека или human design — созданная в 1990-х годах канадцем Аланом Краковером теория полагает, что всё предопределено. Судьба, способности и характер человека зависят от времени и места рождения.
Не грызть себя. Не требовать от себя идеального слога и не ждать, что сразу станете новым Пушкиным.
Не рефлексировать без практики. Не думать — начать или не начать. Так могут пройти впустую годы.
Не ждать вдохновения. Можно и без него писать, на самом деле. На первых порах важен навык.
Писать по кайфу. Не ориентироваться на мнение людей, у которых нет достижений. Многие пишут с маркетинговой надеждой, что станут знаменитыми, богатыми, но не получается. Потом они сами жалуются и других убеждают, что это невозможно.
Не писать в общее инфополе. Потому что там много тех, кто будет вас учить и вам советовать. Мотивация падает из-за этого. Есть откровенные тролли, которые хотят в автора свои липкие пальчики запустить и сказать: «Ой, какое говно!» Это больно всегда, потому что, по сути, в душу срут. А навыка им противодействовать ещё нет. Поэтому на первых порах лучше писать для себя или показывать близким. Можно в ЖЖ публиковать: там троллей почти уже нет, они оттуда все в ВК перебрались.
Где взять время, вдохновение и силы на первую книгу?
В творческом тексте пишут, что хотят. В маркетинговом — что нужно. Это не плохо, это работа. Я писал маркетинговые тексты без вдохновения, и они нормально заходили. Читал прекрасные книги, которые были без вдохновения написаны. Есть хорошие произведения, которые писали на спор. Тот же Author. today — там чистое ремесло. Люди страдают, кто-то
Для меня книги — это творчество, чистое самовыражение, поиск глубин своей души. Не писать я уже не могу. Мне тексты нужно выложить, сохранить.
Бывает, работаю целый день: пишу посты, редактирую, общаюсь с клиентами. Проходит
Книги по-разному пишутся. Мотивация у каждого своя, как и вдохновение: нужно изучить себя, чтобы понимать, в каком состоянии рождается сюжет. И что нужно лично вам, чтобы в это состояние войти. Может, в ванне поваляться, погулять, на свидание сходить и влюбиться, пойти потискать котов.

Главное — начать писать. И уже по факту смотреть, когда пишется, когда нет. Без насилия
Чтобы написать первую книгу, необходимо неуёмное желание, которое перерастает в действие. Нужно сесть и пусть коряво, странно, неумело, но начать писать. На это ляжет
Нужна ли школа, сообщество единомышленников?
Это зависит от вас самих. Чувствуете, что нужна какая-то поддержка, сообщество, школа — почему нет.
На курс от Сергея Лукьяненко я бы пошел — у него есть «Литературная мастерская». Но в основном писательские курсы организовывают люди, которые не очень-то успешны в творчестве. Не знаю, чему у них учиться. Лучше читать книги творцов, у которых успех есть.

Рашид: «Я бы рекомендовал почитать книгу Андрея Тарковского, где он описывает творческий процесс у режиссёра. Там многое перекликается с писательским. Джозеф Кэмпбелл в „Тысячеликом герое“ глубоко разбирает и показывает, как происходит его формирование в сюжете, от чего это зависит. Это полезнее, чем все тренинги. Также рекомендую почитать „Спасите котика! И другие секреты сценарного мастерства“ Блейка Снайдера»
Где начинающему писателю публиковать работы?
Можно на «Литрес» выложить книгу за денежку. У них простой редактор типа гугл-документов. Рассказы можно разместить на любой блоговой площадке.
Где можно опубликовать работы:
- Всего лишь писатель — платное, но очень активное сообщество;
- Я блоггер — челлендж ежедневного письма 30 дней подряд;
- Список литературных платформ и электронных библиотек;
- Журнал «Самиздат».
Издательство — это входящий ящик, он переполнен. Туда легко может прилететь
Я ищу издателя. Литагенты проводят питчинги: ты платишь денежку, они твою заявку и книгу смотрят, синопсисом дают обратную связь. Если отказывают, то объясняют, почему.
Буквально три месяца назад я нашел бюро «Литагенты существуют». Узнал из их курса, как вообще должна выглядеть заявка в издательство. Понял, что 10 лет вообще не то делал: я буквально кричал, что меня не надо издавать, когда отправлял заявки.


Всему надо учиться. Книги нужно писать от сердца, а продвигаться — с умом.
Почитать произведения Рашида: