Марина Ермакова. Переговорщик-эмпат

Марина Ермакова Переговорщик-эмпат

Редактор соцсетей РИА Воронеж и энтузиаст игр по переговорам в Школе редакторов рассказала, как проводить уличные опросы, договариваться с ребёнком и преодолевать страх услышать «нет».

Ты пять лет училась на журфаке и больше двух лет работала журналистом. Расскажи, какой опыт переговоров получила за это время.

Это была полезная практика. Вообще хорошо упражняться в переговорах во время уличных опросов — я проводила их каждую неделю на протяжении двух лет. Для коллег это был стресс: некоторые говорили, что лучше уволятся, чем пойдут на улицу кому-то вопросы задавать. А мне нравилось. Из своей практики я даже вывела правила уличных опросов: хотела сделать методичку, но руки так и не дошли.

Главный совет — не бояться людей. Такое напутствие мне дал преподаватель журналистики. Когда выходишь на опрос, люди раскрываются по-новому: они намного более доброжелательные, компетентные, чем можно подумать.

Не нужно заранее предполагать, что тебе скажут. Часто ты формулируешь вопрос и при этом думаешь, как бы сама на него ответила. Тогда кажется, что иного мнения быть не может, а такая установка вредна. Люди могут дать такие неожиданные ответы, что удивляешься, сколько всего можно думать по этому поводу. Чтобы весь этот спектр увидеть, важно быть максимально непредвзятым и открытым к диалогу.

Собеседник может сказать «нет» — не бойтесь этого. Я сталкивалась и с игнором, и с ответом «Я не общаюсь с журналистами». В таких ситуациях я не уговаривала, не проявляла нужду. На улице много народу: не этот поговорит со мной, так следующий. Вообще люди любят отвечать на вопросы, поэтому материал на две тысячи символов собирается максимум за 20 минут, и то если погода плохая.

С агрессивной реакцией я лично не сталкивалась: матом никто ни разу не обложил. Но если бы такое произошло, думаю, я бы пожала плечами и ушла.

Я не уговаривала, не проявляла нужду. На улице много народу: не этот поговорит со мной, так следующий

Вот такую инструкцию по уличным опросам я вывела из своего опыта:

  • Подберите время, когда люди будут прогуливаться и не спешить. Обычно я проводила опросы в будни, в 11.00 или в 16.00. Оптимальное время зависит от вашей местности и от того, кого вы собираетесь опрашивать.
  • Старайтесь выходить без фотографа. Иначе придётся уговаривать людей не только ответить на вопросы, но и сфотографироваться.
  • Идите туда, где находится целевая аудитория. Опрос про образование — идите к школе, про автомобили — к гаражам.
  • Подготовьте диктофон. Если используете диктофон в телефоне, откройте его заранее, чтобы вовремя включить.
  • Не догоняйте. Идите по встречному потоку, чтобы установить зрительный контакт с будущим собеседником. Так легче начинать общение.
  • Улыбайтесь возможному собеседнику. Тогда человек поймёт, что вы идёте к нему, подготовится и, скорее всего, улыбнётся в ответ.
  • Представьтесь. Скажите кто вы, из какой организации, зачем проводите опрос.
  • Сформулируйте вопрос кратко. Краткий вопрос, особенно если вы заранее его заучили, экономит время собеседника. Вдобавок он легко воспринимается на слух — человеку будет проще вас понять и ответить.
  • Задавайте открытые вопросы. Тогда люди будут рассуждать, делиться мнением, а не отвечать односложно. Их разговорчивость зависит ещё и от темы: лучше всего люди разбираются в бытовых и социальных вопросах, связанных с личным опытом. Например, сколько времени позволять ребёнку играть с гаджетами.
  • Внимательно слушайте собеседника. Тогда вы вовремя заметите, если он уклонится от темы, выскажется неопределённо или противоречиво. В этом случае задайте уточняющие вопросы, чтобы получить такой ответ, который годится для публикации.
  • Подходите к разным людям. Пусть на один вопрос ответит бабушка, молодая девушка и мужчина средних лет. Если вам нужно опросить только школьников, выберите ребят разного пола и возраста. Так спектр мнений будет шире, а результаты — достовернее и интереснее.

А как насчёт согласования материала с героем? Для журналиста это ведь тоже переговоры?

Конечно. Нередко человек видит готовый текст и отвечает: «Нет, я так не говорил. Уберите, это меня компрометирует!» В этот момент начинаются переговоры.

Помню, как делала материал по отчёту Контрольно-счётной палаты Воронежа. Тютелька в тютельку по отчёту написала текст, пришла его согласовывать, а чиновница из этой палаты отвечает: «Мы не это имели в виду. У вас тут плохие формулировки — напишите как в отчёте». А там типичный казённый язык с канцеляризмами и штампами. Я начала защищаться: «Текст написан понятным русским языком. Я прошу вас проверить цифры». Тогда она попробовала на меня надавить и сказала, что не даст добро на такую публикацию. Я ответила, что Контрольно-счётная палата не может повлиять на работу СМИ. Чиновница пригрозила мне юристами — я сделала то же самое, причём мы обе понимали, что это не шутки. Так мы бодались, пока она не сдалась: «Выпускайте под свою ответственность». Я всё рассказала редактору, и мы опубликовали текст — никаких последствий не было.

Это были стрессовые переговоры, но я считаю их интересным опытом. В отчёте упоминалось нецелевое расходование средств, которое обнаружила палата. Думаю, чиновница боялась, что моя публикация навлечёт на неё гнев городской администрации. Моей задачей на этих переговорах было согласовать данные. У чиновницы к цифрам претензий не было — только к формулировкам. Поэтому я отстояла своё право интерпретировать отчёт так, как считаю нужным, и завершила эти переговоры. Но не хотелось бы, чтобы такие переговоры повторялись.

Чиновница пригрозила юристами — я сделала то же. Так мы бодались, пока она не сдалась

Если я хотела согласовать материал и вдобавок сохранить хорошие отношения с собеседником, я шла навстречу и меняла текст. С этим связана интересная история.

Однажды я писала небольшой материал ко Дню Военно-Морского Флота. Разговаривала с людьми, которые обучают детей парусному спорту. Ко мне подошла женщина и заговорила про приметы моряков, я стала расспрашивать — она сыпала фактами, просто кладезь информации. Написала статью, прислала на согласование дядьке-спортсмену, а он спрашивает: «Слушайте, можно не упоминать эту женщину? Это моя любовница, она не должна была там быть. А моя жена вашу газету читает». Я бегом выяснять, что делать с текстом. Поговорила с той женщиной, она была не против, чтобы мы опубликовали её слова и не указывали имя.

В этой ситуации мне ни к чему было продавливать собеседников: для текста важны были приметы моряков, а не личность любовницы тренера по парусному спорту. Поэтому я переписала материал.

Со временем я стала предупреждать героев: «Всё, что вы скажете, может быть использовано против вас — аккуратно. Я не тороплю вас, не давлю: говорите так, как можно будет написать». Так люди осознанно отвечают на вопросы и согласовывать финальный текст проще.

Чем ты сейчас занимаешься?

Последние шесть лет я работаю в СММ. Сейчас я редактор соцсетей в региональном медиахолдинге: выбираю, какой контент в какие соцсети как подать. Пишу посты, подводки к материалам, провожу конкурсы и опросы.

Я работаю в опенспейсе: руководство не признаёт удалёнку

Какие переговоры и с кем ведёшь на нынешней работе?

На работе много обмена репликами. У нас есть чат новостников, куда забрасывают инфоповоды: тут взрыв, там школу построили, здесь прорыв канализации. Это просто реплики, переговоров как таковых нет. А вот когда мы садимся с коллегой и начинаем крутить, как это подать и на чём акцент сделать, это уже переговоры.

Как ты понимаешь, что обмен репликами переходит в переговоры?

Для меня самое сложное в переговорах — словить момент, когда они начались, когда тебя хотят продавить или тобой манипулируют. Нужно быстро осознать свою миссию, понять, что важно знать, чтобы достичь её. Вот это переключение даётся сложно.

По-моему, искусство переговоров — это не теряться в новых ситуациях, не забывать свою цель и полезное действие, когда переговоры настигают внезапно.

Реальность сложнее теории. В Школе редакторов нас учили, что надо подготовиться, составить план беседы. В обычной жизни не загорается лампочка «Внимание, переговоры!». Просто вдруг приходит начальник и заговаривает с тобой.

Самое сложное в переговорах — словить момент, когда они начались

Как научиться быстро переходить в режим переговоров?

Полезно инициировать переговоры. Я, например, по совету Ильи Синельникова начала просить скидки. Так я тренируюсь начинать целенаправленную, осознанную коммуникацию.

Например, на кассе в магазине мне говорят: «С вас 2500. Картой будете оплачивать?» Если я отвечу «да» и приложу карту, выйдет стандартный обмен репликами. Но если я отвечу: «Подскажите, пожалуйста, как я могу получить скидку», — это уже переговоры.

На работе я докапываюсь до людей с фразой «Чтобы что?» — это помогает включиться в переговоры. Приходят коллеги и просят зарегистрировать на рекламной бирже наш Телеграм-канал. Моя реакция: «Зачем?» — «Директор так сказала». — «Зачем?» — «Чтобы синяя галочка была». — «Зачем?» Так докапываюсь, докапываюсь, и выходит, что дело в амбициях директора, а вообще место на бирже нам не нужно.

Есть ли у тебя рецепт, как не волноваться на переговорах?

Думаю, волнение обусловлено стрессом, а стресса будет много, если ситуация для человека в новинку.

Первый раз ту же скидку попросить волнительно, даже если знаешь теорию переговоров. Ты повторяешь себе, что потратишь всего 30 секунд, что на нет и суда нет, и вместе с тем волнуешься. Здесь хорошая тренировка — раз за разом напрашиваться на «нет», тогда «нет» перестаёт казаться оскорбительным. Я прошу скидку и предполагаю, что мне откажут. Я этого ожидаю, и, когда ожидания оправдываются, всё окей. А не оправдываются — для меня же лучше. Сколько раз я ни просила скидку, пока никто не отказывал.

Хорошая тренировка — раз за разом напрашиваться на «нет»

Многим страшно звонить по телефону. На первом курсе журфака дают такое задание — позвонить и что-то узнать. У студентов паника, многие даже не идут потом работать журналистами, потому что не могут перебороть этот страх. Я это задание со звонком выполнила на ходу, чтобы не вовлекаться и не концентрироваться на стрессе. Куда-то бежала по улице, в голову пришла идея — я набрала номер и поговорила. Прошло безболезненно и удачно. Так что тем, кто сильно нервничает по поводу телефонных разговоров, можно попробовать такой способ.

Проще справиться с переговорами, когда они проходят в знакомой обстановке. Например, если это созвон по Зуму из дома. Тогда можно дополнительно окружить себя комфортом, чтобы ситуация прошла мягче и легче. Тут у каждого своё: кому-то надо кофейку налить, кому-то аромамасел накапать. Это помогает отвлечься от волнения, чувственно переключиться.

В непривычных стрессовых условиях я применяю индуистскую технику борьбы со страхом. Однажды мне рассказали притчу о страхе и дали такое объяснение: «Страх — это демон в тебе самом. Пока ты сосредоточен на страхе, ты сам себе наносишь сокрушительные удары, выматываешь себя и лишаешь сил. Это не твоя цель. Вместо этого улыбнись — станет легче».

В чём твоя сила как переговорщика?

Мне кажется, я легко считываю эмоции собеседника, не знаю, от природы это или воспитание.

На меня произвела впечатление книга Юлии Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?». Правила, которые там описаны, подходят и для переговоров со взрослыми. Вообще советую прочитать сборник этого автора «Самая важная книга для родителей».

Отрывок из «Самой важной книги для родителей». Здесь автор показывает, как навыки переговорщика помогают маме разрешить конфликт с маленьким сыном

Юлия Гиппенрейтер советует использовать принцип «Я-сообщений» и «Ты-сообщений», чтобы эффективно общаться.

«Я-сообщения» — это когда мы транслируем свои эмоции, своё состояние: «Я голодная, уставшая, я не могу сейчас поиграть». Многие люди не выражают эмоции невербально, ходят как обычно, а внутри армагеддон. Вербальное «Я-сообщение» помогает донести до окружающих, как ты себя чувствуешь.

«Ты-сообщения» отражают ситуацию собеседника, описывают его эмоцию: «Ты очень по мне соскучился, ты хочешь поиграть. Тебе очень радостно меня видеть». «Ты-сообщение» — это утверждение, а не вопрос. Спрашивая: «Ты что, злишься?» — мы как бы отстраняемся, перестаём быть вовлечёнными, в этом есть какая-то претензия. А вот утвердительное «Я вижу, ты злишься» говорит собеседнику, что ты сконцентрирован на нём и понимаешь его ощущения. Это более эффективно. Когда угадываешь с «Ты-сообщением», обычно в ответ получаешь: «Дыыааа», — это высвобождает эмоции. Если же не угадаешь, не страшно — сообщение просто не сработает, придётся нащупывать дальше. Причём собеседник тебе поможет: «Ты злой». — «Да я в бешенстве, что значит злой!» Эта обратная связь очень занимательна: иногда тебе со стороны кажется, что человек зол, а на самом деле он обижен.

Шесть лет я применяю советы Юлии Гиппенрейтер. На переговорах я смотрю на собеседника и пытаюсь понять, что он чувствует, а потом проговорить это в виде «Ты-сообщения».

Я практикую принцип «Ты-сообщений» со своим ребёнком. Например, когда уговариваю его пойти в детский сад

Дети ещё не владеют своими эмоциями, взрослые — другое дело. Как быть в общении с ними?

Всё то же самое. Я из психологии знаю, что у нас мозг под влиянием ситуации переключается: преобладают либо эмоции, либо рациональное мышление. Поэтому в чрезвычайных ситуациях кризисные психологи просят потерпевших решать простые примеры: 100 минус 7, ещё минус 7, ещё минус 7 — так пока не дойдёшь до отрицательных чисел. Или просят посчитать синие машины. При этом человек перестаёт фокусироваться на эмоциях и переходит в рациональную стезю.

У Джима Кемпа свой инструмент на случай, когда зашкаливают позитивные или негативные эмоции. Он предлагает травить леску, чтобы собеседник включил рациональное мышление.

Недавно я использовала этот приём. Я завлекала маму в ЗОЖный марафон: мол, расскажут много нового про питание, образ жизни, спикер мне нравится, проект крутой, отзывы классные. В последний момент она вдруг решилась: «Да, давай! Куда платить?» Вот тут я подумала: нет-нет-нет, такого мне не надо. Слишком резкое переключение с «нет» на «да». На марафоне придётся работать: много двигаться, соблюдать нормы питания, слушать лекции. Она заплатит деньги, разочаруется, и негативное впечатление отразится на мне.

Я начала травить леску. Рассказала, что придётся работать 16 недель, а без этого вау-эффекта не будет. Она спрашивает: «Ты что, теперь отговариваешь меня?» Я ответила, что хочу, чтобы она сама оценила, подходит ли ей это. В итоге мама отказалась, а я была рада, что помогла ей принять взвешенное решение.

Школа редакторов как-то помогает вести переговоры?

Помогает, конечно. Даже несмотря на то, что в основном мы изучаем теорию, это полезно. А если есть практика, вообще круто. Начинаешь по-другому смотреть на коммуникацию — немножко со стороны, как в книжке описывает Кемп. Будто я выхожу из своего тела и наблюдаю, как веду диалог. Гораздо проще вот так абстрагироваться, когда знаешь теорию.

Ещё я стала практиковать принцип понимания задачи. С заказчиками я либо устно, либо письменно проговариваю, что буду делать: «Я тебя правильно поняла? Смотри, я сделаю вот так, чтобы было вот это».

Ты говоришь, что практика помогает переговорам. А где и как ты практикуешься?

Мы с ребятами из Школы редакторов 15 набора сами устроили себе практику и организовали игры по переговорам. Максим Волков на первой ступени кинул клич в чат: «Кто хочет попрактиковаться? Кемпа прочитали, теорию поняли. Чувствую, что практики не хватает». Я об этом мечтала, поэтому откликнулась первая.

На этих играх сложилась доброжелательная среда: мы выдумывали ситуации, распределяли роли, разбирали переговоры друг друга. Это такой опыт, можно даже сказать, актёрский, который очень заряжает. На таких учебных моментах ты понимаешь принцип: с кем бы ты ни говорил, к этому человеку можно найти ключики.

Один из самых артистичных участников игр — Андрюс Рудис. Для этих переговоров он перевоплотился во владельца автосервиса

Мы провели одни переговоры, вторые, выложили видео на Ютуб, кто-то посмотрел и решил присоединиться. Созванивались практически каждую неделю около полугода.

Какие игры тебе особенно запомнились?

Мне больше всего запомнилась игра, когда редактор обсуждает задачу с клиентом и должен дать понять, что её не решить с помощью текста. Я остро почувствовала, что не надо никого убеждать: человек может только сам убедиться в том, что не прав. Моя задача — задавать для этого вопросы. Некоторых вещей мы не можем знать, пока нам не сказали. Возможно, до тебя уже много людей обдумали задачу, всё взвесили и пришли именно к такому оптимальному решению. Твой бэкграунд мешает это увидеть, а нужно постараться.

Игра Маргариты Бердюгиной и Натальи Доруновой: редактор понимает, что не решит задачу клиента

Ещё я вспоминаю игру с Таисией. Максим был заказчиком, Таисия — редактором. Максим включил ей эмоции почти сразу: «Мы тебя здорово оцениваем, ты классная, давай будешь делать очень интересную задачу». И всё — с первой минуты переговоры провалены, потому что тут надо самому себе травить леску, а это непросто.

Игра Максима Волкова и Таисии Каревой: заказчик ищет главреда в свой журнал

Потом у меня в играх по переговорам сложилась похожая ситуация: мне предложили за неделю разработать бренд-медиа. Помня игру Таисии с Максимом, я резко ответила: «Нет, не возьмусь. Это очень сжатые сроки». Ребята меня раскритиковали, посоветовали разобраться в задаче, прежде чем отказывать. После этой истории я пришла к выводу, что до стабильного успеха в переговорах ещё работать и работать.

Маргарита Бердюгина в роли заказчика просит редактора Марину Ермакову создать бренд-медиа за неделю

Была интересная игра с установкой: с какой бы задачей к вам ни пришли, это стоит 100 тысяч рублей. Редактору запрещено говорить сумму меньше, а клиенту — на неё соглашаться. Мы созванивались с Максимом, он играл роль редактора, я — заказчика. По легенде это был уже второй созвон, редактор разобрался в задаче и выставил счёт. Надо было договориться о цене, но мы так и не смогли. Деньги — это одна из самых сложных тем, в которой крайне важна практика. Было необычно переживать эмоции, когда заказчики отвечают: «Да вы с ума сошли? Эту работу что, будут делать люди с позолотой?» Такие моменты хорошо прорабатывают страх «нет».

Игра Марины Ермаковой и Максима Волкова с установкой «Всё по 100 тысяч»

Иногда мы увлекались и игры затягивались на несколько часов: сначала свои переговоры проведёшь как клиент и редактор, потом ещё 3−4 диалога послушаешь, всё разберёшь.

Первое из четырнадцати видео самой долгой игры. 20 февраля 2022 года ребята провели и разобрали 7 раундов

В целом это очень хорошая практика, как Кемп учил. Мне после каждого сеанса хотелось идти на броневичок: ух, ребята, готовьтесь, сейчас всех порву!