Дизайнер интерфейсов о работе с арт-директором, игре на арфе и искусстве любить.
Ты любопытный человек?
Да, вероятно, даже очень любопытный.
Как вообще это у тебя работает? Что тебе это приносит?
Моё любопытство носит исследовательский характер. Мне внезапно становится что-то интересно. В мире очень много вещей, которые мне хотелось бы попробовать и узнать. Может, это даже и не любопытство, а страсть к тому, чтобы приобретать новый опыт.
Меня в своём любопытстве удивляет, что оно бывает совершенно неконтролируемым. Меня несёт, и всё. Я начинаю у кого-то спрашивать, гуглить, иду на курсы, пока меня не отпустит от этой темы. Иногда отпускает быстро, иногда это затягивается. По этой же причине я не смотрю сериалы. Меня унесёт и мне будет жаль потраченного времени.
Какое у тебя образование?
Я школьник. Закончила 11 классов, потом училась в трёх местах. После школы училась в Академии имени Маймонида на факультете юриспруденции. Через полгода очнулась и поняла, что не помню, как здесь оказалась, и ушла.
Поучилась в МГПУ на дизайнера. Ушла со второго курса, потому что не понравилось. До этого я проучилась один год в колледже прикладных искусств — училась батику и ткать гобелены. Это был такой годичный курс, мне тогда захотелось этому научиться.
Училась в Британке полгода. Было прикольно, но очень быстро закончились деньги. Ещё я училась на факультете фотожурналистики в Питере на двухгодичном курсе. Я один год отучилась, а со второго ушла — то ли заскучала, то ли ещё что. Я уже не помню.
В общем, я ничего не закончила из этого, кроме школы. Вероятно, это плохо.
Почему плохо?
Это может показать меня как человека, который не может довести что-то до конца и прыгает с места на место.
Почему у тебя так каждый раз происходит?
Просто наскучивает. Например, из педагогического я ушла, потому что там был только один преподаватель, который реально давал какие-то важные вещи. В остальном всё было тухло: атмосфера, преподавание и студенты, которые были вокруг меня.
Меня до сих пор удивляет, что я 6 лет занимаюсь дизайном и мне всё ещё интересно, не хочется бросить. Иногда кажется, что это не просто потому что мне интересен дизайн, а потому что мне это важно. Я по натуре делатель и помогатель. Дизайн даёт мне возможность реализовать это.
Как в твоей жизни появился дизайн?
Я стала замечать, что вокруг много херовой рекламы, хреновой визуалки и всякого прочего дерьма. Это было после окончания средней школы. Я тогда решила, что нужно нести в мир гармоничные вещи. Подумала, что если стану дизайнером и буду делать классные вещи, то в мире процент классного увеличится по отношению к проценту плохого.
И как ты начала?
Это произошло во время учёбы в МГПУ. Тогда я напросилась на стажировку в компанию «Имидж Спарк». Я проторчала в этой компании ровно месяц, никто не понимал, зачем они меня туда взяли. Работала я тогда очень медленно и занималась какой-то фигнёй: картинки рисовала, иллюстрации какие-то, схемы. Никто не понимал, что со мной делать, да я и сама не понимала. По идее кто-то должен был меня направлять и учить работать. Тогда я ничего не умела и вопросы задавать тоже не умела, и в итоге со мной попрощались. Через месяц мне сказали что-то в духе: «Блин, зря мы так необдуманно поступили, сорян, пора прощаться!» Я их понимаю.
Почему так случилось?
Мне кажется, они не подумали перед тем, как меня брать. Я же сама написала им, они никого не искали. Я их как-то там нашла и написала: «Я ничего не умею, возьмите меня, я буду учиться!»
Что было дальше?
Потом меня взяли на работу дизайнером в другую компанию. Я помню, как в какой-то момент даже сказала, что не буду работать никем, кроме как дизайнером. Никаких подработок типа консультантом в парфюмерном магазине. И вот с тех пор я дизайнер. Всему, чему я научилась, я научилась на работе. Это может быть более медленный путь, но для меня работает.
Поработав уже некоторое время, можешь ли ты сказать, что сделала сферу дизайна лучше?
Нет, я только учусь. Я стала ответственнее и осознаннее относиться к своей работе. Сейчас у меня нет той пафосной задачи «срочно сделать мир лучше». Скорее я пытаюсь научиться и узнать, как делать хорошо. Мне понравилось понятие пользы, о котором я узнала в бюро. У меня и раньше существовала такая идея, но она не была сформулирована. Именно в бюро она получила отдельную полку в голове. Теперь я работаю для того, чтобы делать полезные продукты.
И как, получается?
Мне кажется, у всех дизайнеров есть комплекс самозванца и дизайнерской неполноценности. И у меня тоже. Поэтому мне сложно самой себе сказать, что у меня получается делать хорошие продукты. Но я точно могу сказать, что стараюсь делать их такими изо всех своих дизайнерских сил.
Поговорим о принципах твоей работы. Расскажи про пиксель-перфекшн. Что это такое?
В моем понимании это значит, что ты рисуешь макеты, которые не только выглядят ровно, но и по координатам тоже ровные. Ты используешь определённое количество стилей и используешь их экономно. При сдаче макета ты проверяешь, чтобы везде на протяжении всего проекта были одинаковые отступы, размеры и прочее, прочее.
А минимализм? Минимализм в дизайне — что это для тебя?
Ну если бы меня попросили дать тупо определение, то я бы сказала, что это достижение максимального эффекта минимальными средствами.
Ну, например, есть минимализм в жизни: «Мне нужна одна ложка, одна тарелка, рюкзак, ноутбук и тапки». Вот это минимализм.
Если ты спрашиваешь про дизайн, то мы говорим скорее о стиле. В работе я использую то, что лучше подойдёт для конкретного проекта. Нельзя минимализм пихать везде. Это как если тебе нравится фиолетовый цвет, ты же его не используешь везде только потому, что он тебе нравится. Ты используешь и другие цвета, которые как-то сочетаешь.
Поговорим про работу дизайнера. Что происходит, когда приходит заказчик с определённой задачей?
Первым в проект включается арт-директор. Иногда он один, иногда он берёт кого-то из дизайнеров на установочные встречи. Они выясняют, какая работа предстоит команде. Дальше мы начинаем разрабатывать концепцию продукта, пользовательский путь, интерфейсные решения, визуальный стиль и так далее. То, что мы создали, попадает к разработчикам. Всё это время наши продакт-менеджеры общаются с заказчиком, корректируют наш путь и утверждают основные этапы разработки продукта.
Мне особенно нравится в работе нашего агентства, что после запуска продукта мы продолжаем его поддерживать и развивать.
Ты описала систему. А что делаешь ты?
Я продумываю, как пользователь будет взаимодействовать с продуктом. Если продукт готов, я анализирую, что в нём нужно улучшить. Если продукта ещё не существует, то я продумываю взаимодействие. Дальше я придумываю, как будет работать интерфейс и какой интерфейс нужен. Затем продумываю дизайн и рисую макеты — это моя основная работа.
Придумывать пользовательские штуки очень весело и интересно, но большую часть времени я рисую макеты и разговариваю с программистами.
Ты работаешь на удалёнке?
Нет, только иногда. Дома работать не очень умно, потому что дома я люблю лежать на кровати и смотреть на планшете ютуб или читать — это мои основные занятия дома. Плюс дома неудобный для работы ноутбук. А в офисе я сижу за своим аймаком, люди вокруг работают — мне комфортно. Не хочу работать фрилансером на удалёнке, хочу сидеть рядом с людьми и общаться с ними.
Что тебе важно при работе с человеком?
Чтобы человек умел в пользу проекта. Не «это моя охуенная идея и я хочу, чтоб мы её сделали», а про пользу проекта и пользователя, как бы это смешно не звучало.
Какой самый кайфовый и значимый проект, который ты сделала?
Это был стартап про здоровье, он назывался BalanceMe Assessment. Это тестирование тела, которое показывает, в каком оно состоянии находится, что ему нужно и можно. По итогу этого тестирования клиент получал огромное резюме: свои пульсовые зоны, процент жира в теле, тип тела и метаболизма, подробное описание своей осанки, разбор рациона. В общем, руководство, как сделать свою жизнь, своё питание и фитнес-хуитнес полезнее для себя.
Это было круто для меня как дизайнера, потому что в этом проекте было много деталей: сайт, блог, админка, которую мы использовали во время тестирования клиента, админка, которую использовали для сбора итоговых данных питания, и итоговый отчет. Столько деталей и процессов, которые нужно было проектировать. А самое крутое — что всё, что мы проектировали, тут же использовалось. Поэтому мы могли проверять гипотезы и сразу улучшать продукт. То есть реально ты делаешь живой продукт, который вот живёт. Это было здорово!
Я даже проходила этот ассессмент и многое о себе узнала. Над этим проектом было круто работать, плюс он сам по себе очень эмоциональный и добрый: он мог научить людей жить со своим телом гармонично.
Каково это — постоянно иметь рядом арт-директора?
Прекрасно. Рисую макет, приношу арт-директору и говорю «я сделаль». Если всё окей, то всё окей, если что-то не окей, то он это комментирует.
Но самое крутое в другом. Бывают моменты, когда я сомневаюсь, как решить ту или иную задачу. Есть два варианта, которые либо одинаково хороши, либо одинаково плохи. И я прихожу к арт-директору Жене и говорю: «Вот, не могу решить». Получаю больше информации и принимаю решение. Если мы рассмотрим дизайнерский мозг как мощную машину, то когда не хватает своих мощностей, именно арт-директор даёт больше: ты подключаешься к нему, у тебя всё получается и становишься сильнее.
Какими качествами должен обладать арт-директор?
Недавно Женя как раз попросил нас написать про то, каким должен быть арт-директор. Я написала такой список:
- Умеет классно сделать сам.
- Вызывает желание сделать классно самому.
- Помогает выстраивать процесс внутри команды и проекта.
- Даёт конструктивную обратную связь.
- Развивает своих дизайнеров, ну, или помогает им в этом.
- Не страдает синдромом Бирмана-Лебедева.
Что это за синдром?
Синдром Бирмана-Лебедева появляется тогда, когда какой-нибудь дизайнер считает, что он должен и может высказывать своё мнение по любому поводу: по поводу кондиционеров, мусорок, стульев и табуреток, сервиса и прочего, прочего, прочего! И особенно важно говорить это публично, чтобы все видели. И говорить про то, как нужно делать и как не нужно. Ещё у такого дизайнера есть склонность считать, что если он имеет зачатки логики, то это автоматически делает его решения и идеи самыми лучшими. Это смешно.
Перейдём к вопросам про Школу дизайнеров. Как ты узнала о Школе бюро?
Я не помню, скорее всего увидела на канале Ильи Бирмана. Но помню, что я очень серьёзно готовилась, чтобы всё сделать хорошо на вступительном задании.
Какие у тебя были ожидания?
Что будет круто, что будет много интересного и нового.
Что школа тебе дала?
Новые знания. Композиция, работа с визуальной частью дизайна для меня стали более структурированными. Дала переговорные навыки. Я поняла, что многие из этих навыков я использовала неосознанно ещё до школы. Прикольно было получить больше информации.
Курс по праву меня подтолкнул к тому, что лучше договор сделать, чем не сделать, и это перестало казаться мне какой-то скучной формальностью, а стало очень полезной вещью. И так я могу примерно о каждом курсе сказать.
Как тебе учёба?
Первая ступень была крутая. А на второй мне не хватило реалистичности и жизни. Вышло так, что у меня появилась ещё одна работа, за которую я заплатила, а обратной связи я получала мало. А у меня ещё и времени на эту работу не было. Мой косяк, но всё же.
В противовес у меня есть моя настоящая работа, где рядом арт-директор, которому я постоянно что-то показываю и получаю обратную связь. Всё это сделано для реальных проектов, а не упражнений. Поэтому школа проиграла работе.
Школа проиграла, а что можно было бы сделать, чтобы она выиграла?
Я не знаю. Я вижу, что люди учатся и им по кайфу. Мне кажется, что мой случай во многом обусловлен моими личными штуками. Я не хочу лезть своими руками в чужой продукт, даже пусть и по моему мнению недоделанный. Понимаю, что там много подводных камней, которые я не знаю.
Кратко ты самую главную причину уже сказала. Чего ещё не хватило?
Времени. Если бы в это время я не работала и с утра до вечера рисовала только валенки, то это было бы очень круто и интересно. У меня было бы время на погружение, я бы дёргала Бирмана и Нозика. Задания, в принципе, прикольные, но они прикольные, когда у тебя достаточно времени для них и достаточно обратной связи. Я была не готова выбивать её ногами, потому что у меня в это время руки работали вообще-то. Получилось, что я сделала говно, мне сказали, что я сделала говно, а я сказала: «Ну, я знаю».
Давай про плакат поговорим. Как возникла идея плаката?
В чат дизайнеров пришел Артём Кожевников и сказал: «Ребят, давайте сделаем что-нибудь».
Мы собрались и придумали, что мы будем делать. Он набрал людей, в скайпе созвонился с ними, определились с планами. Я попросилась быть арт-директором. Так всё и произошло.
В чём была идея?
Идея была в том, чтобы сделать плакат, который помогал бы редакторам, дизайнерам и руководителям во время любого проекта обращаться к тем вещам, которые они узнали в бюро. Мы хотели сделать такую дорожную карту, по которой можно провести проект и не забыть самые важные вещи.
Что ты открыла для себя, когда работала над плакатом?
Это круто, удивительно и просто мэджик, когда ты договариваешься с людьми о чём-то и они это делают. Это то, что меня удивляло первые недели три проекта. Мне сложно было поверить, что люди, которые завязаны не на деньги, а просто на процесс, вдруг делают штуки.
А второе — я узнала, что очень сложно разговаривать с людьми, очень сложно доносить свои мысли. Мне нужно этому учиться, это очень важно. Потому что я выражаю свои мысли очень долго, и на мой взгляд, очень путано. Частенько такое бывало, что я пытаюсь донести какую-то идею, и вдруг Артём говорит: «Ты это имеешь в виду?» И переформулирует в пяти словах. Я такая: «О, Артём, спасибо».
Ещё я узнала, что когда ты арт-директор, у тебя в голове куча всего. И нужно не только создать классные штуки, а продумать любые мелочи. Тебе нужно продумать на пять шагов вперёд, чтобы понять, где и как вы можете наебаться всей командой. Это самое сложное, но в то же время самое прикольное.
Расскажи про плакат. Он в итоге будет?
Как арт-директор я сплоховала и не учла, что команду может поглотить работа и всякая разная личная жизнь. Так и произошло, но всё равно я хочу довести проект до конца. Так что да, он будет.
Что делаешь помимо дизайна?
Если брать всю жизнь, то я занималась кучей разных штук: всю школу занималась классическим танцем, делала шарнирных кукол, ткала гобелены, занималась фотожурналистикой, читала литературу по психологии, увлекалась самостоятельным изучением языков и много чем ещё, чего не помню. Из последних увлечений — арфа и танго.
Как дела с арфой?
Никак. У меня есть мои мелодии, но у меня нет времени заниматься на арфе. Два года назад я занималась с преподавателем. Сейчас скил, конечно, порастерялся. Я играю очень простые вещи и чаще всего просто импровизирую. Поскольку я не умею записывать ноты, эти мелодии остаются в моей голове.
Я уже договорилась с коллегой, что мы устроим небольшую сессию по записи моих мелодий, он поможет мне разобрать её ритмически и записать. И если он покажет мне, как это делать, то я смогу потом заниматься этим самостоятельно. Меня часто спрашивают, хочу ли я играть фолк или что-то похожее. Но я сейчас в поисках того, что я хочу играть. Кажется, у меня внутри есть какая-то музыка и нужно её найти. Меня не прельщает играть как тот или этот. Может, дело в том, что у меня недостаточно скилов, и когда их будет достаточно, найду что-то своё.
Почему арфа?
Потому что в детстве мы с одноклассницей слушали группу «Мельница». Их лидер Хелависа очень крутая, она вдохновляла меня. В детстве меня очень сильно впечатлило количество вещей, которые она делает. И я хотела быть таким же классным, сильным и разносторонним человеком. Ну и к тому же мне понравилась арфа, я захотела на ней играть.
Мы с подругой написали список, чем будем заниматься после школы. Там была куча всяких вещей, реалистичных и не очень, в том числе арфа. И недавно мы с ней проверили эти списки. Оказалось, что арфа действительно случилась. Тогда это было для нас неким прекрасным далёко, которое никогда не произойдёт, а оно раз — и произошло.
Я человек, который хочет играть на арфе. Как мне начать и что мне нужно делать?
Смотря на какой арфе. Если ты воспылал любовью к классической арфе, то иди в музыкальную школу, куда берут взрослых. Правда классическая арфа — это дорогущий инструмент. Его, конечно, можно взять в аренду, но в любом случае это неимоверные траты. Как с укулеле не получится: купить, попробовать и выкинуть.
Если тебе по душе кельтская арфа, как у меня, то я советую найти в ВКонтакте Московскую школу кельтской арфы — её ведёт Оля Пацук, и написать ей: «Оля, я хочу учиться игре на арфе». Либо она тебя возьмёт, либо посоветует, к кому можно обратиться. Я бы пошла к ней, потому что я её знаю и она тот человек, который научит правильно.
Чего не делать?
Не покупать арфу сразу. Новичку трудно подобрать идеальный инструмент для себя — есть шанс, что ты сломаешься на первом же занятии.
Самая дешёвая арфа стоит в районе 50 тысяч рублей. Соответственно, инструмент побольше и получше может стоит дороже — хоть до бесконечности: это может быть и 200 тысяч, и полмиллиона рублей, и больше. Иногда я жалею, что выбрала себе такое дорогое хобби.
Ты упомянула, что у тебя нет времени играть. А сколько времени тебе было бы достаточно для занятий?
Хотелось бы иметь возможность играть каждый день, чтобы это был непрерывный процесс. Поэтому я принесла вторую арфу на работу, чтобы играть по вечерам. Но в реальности я устаю настолько, что нет ни времени, ни сил — просто хочется домой. А дома я бываю либо утром, либо поздно вечером, когда уже валюсь с ног. Однажды я играла дома ночью на арфе, пришли соседи и сказали: «Хватит играть на пианино!» С тех пор я по ночам не играю.
Перейдем к танго. Как ты начала танцевать и что ты танцуешь?
Десять лет в школе я танцевала классический танец, то есть балет. В одиннадцатом классе бросила, потому что на балет нужно положить всю жизнь. Я человек с разносторонними интересами и заниматься одним балетом всю жизнь не смогла бы. Мне даже жаль, что у меня нет отдельной жизни на балет.
Но вот года два назад я пошла учиться танцевать аргентинское танго, полгода потанцевала и наскучило.
Расскажи про танго
Танго — парный социальный танец, пришедший из Аргентины. Социальный — значит, что его танцевали обычные люди во время как бы дискотеки. Есть легенда, что танго берёт своё начало из портовых баров, где пьяные моряки и женщины не очень тяжёлого поведения проводили своё время. Так он и появился. Насколько я помню, в один момент его привезли в Европу и он стал танцем светского общества.
Танго — это танец разных настроений: оно может быть веселым, задорным, но в то же время соблазнительным и роковым. Движения в танго — это определённый язык тела. И то, что ты будешь говорить, зависит только от твоего настроения и мыслей.
Кому имеет смысл учиться танцевать танго?
Я не знаю, кому посоветовать идти на танго. Когда люди приходят в танго, то либо быстро уходят, либо остаются и немножко меняются. Раскрывают себя по-другому и узнают о себе что-то новое. Я не могу сказать, кому танго подходит, а кому нет. Иногда смотришь и думаешь: «Что этот человек забыл на танго?» А он берёт и остаётся. Говорили, что танго мне очень идёт, а я вот взяла и ушла.
Что делала в танго?
Танцевала, общалась. Танго — это большая тусовка. Я много с кем познакомилась. Есть такое понятие как милонга — это танго-дискотека. Люди приходят на неё, танго-диджей включает музыку. Люди танцуют, пьют, разговаривают, веселятся. Я получала удовольствие от танца, от людей.
Ах да, в танго есть объятия. Сам по себе танец очень тактильный, это очень прикольно, вот. А ещё очень видна разница между людьми танцующими и нет. Привычка к объятиям и прикосновениям — всё это выдаёт тангеро.
Я порылся в твоих соцсетях и нашёл такое понятие, как танговый лагерь. Что это?
Это не совсем правильное определение. Нам устраивали выездные мероприятия: снимали несколько коттеджей в Подмосковье, где проходили танцевальные мастер-классы, тусовки, песни до утра под гитару и, конечно, милонги. Это были наши коллективные выезды с особенной душевной атмосферой. Мы не только отдыхали, но и сами участвовали в организации: кто-то устраивал кухню под открытым небом, кто-то йога-зарядку. Каждый делился тем, чем ему хотелось поделиться. Но это история конкретно нашей танго-школы.
А вообще существуют танго-марафоны и танго-фестивали — мероприятия с билетами и всей хурмой. Они проводятся по всему миру. Ты туда приезжаешь и можешь танцевать круглосуточно, если позволяет расписание. Например, милонги могут начинаться с утра и идти почти до следующего утра.
А куда пойти танцевать?
В школу танцев elcentro. У меня ответ всегда один.
А почему именно туда?
Потому что там очень уютно и все друг друга знают. Там своё сообщество. Если ты готов влиться в это сообщество, то ты попадаешь в семью: люди общаются, ходят гулять вместе, проводят всякие активности. И всё это происходит по инициативе самих тангеро, а не администрации. Это кайфово.
Что посоветуешь почитать?
«Искусство любить» Эриха Фромма. Спойлер — любить сложно. Я давно её прочитала и многие вещи в ней показались мне близкими и знакомыми.
Фромм в этой книге говорит о том, как прислушиваться к другим людям, как доносить себя, как договариваться с собой и другими. Этого, кстати, многим не хватает — умения договариваться и принимать. Есть такая цитата откуда-то: «Безусловная любовь похожа на безразличие». Звучит жутко, но на самом деле это очень хорошие слова. Вот книга об этом.
Идеи, о которых говорит Фромм, мне кажутся настолько важными и необходимыми для жизни, что я бы выдавала эту книгу школьникам вместе с ленточкой выпускника.
За последние пару лет с какими иллюзиями ты рассталась, если рассталась?
У меня есть одна иллюзия: что я супермен и всё могу. Вот сейчас как раз я решаю, расставаться мне с ней или всё-таки пытаться быть суперменом. Иронично, конечно, что я всё равно признаю это иллюзией.