Мария Булина. В вечном поиске дизайнеров

Мария Булина В вечном поиске дизайнеров

Как иллюстратор из Ростова-на-Дону стала лидером большой команды дизайнеров в Wildberries & Russ? Поговорили с Марией Булиной о том, какую роль в её карьере сыграла Школа дизайнеров, какие навыки стали ключевыми на пути к успеху и каких знаний не хватает студентам бюро.

Ты закончила 5-й поток Школы дизайнеров в 2017 году. Почему ты выбрала Школу дизайнеров бюро?

В 2012 году я начала работать иллюстратором в «Студии Олега Чулакова» в Ростове-на-Дону. В это время в дизайне был пик развития скевоморфизма. Работы для иллюстратора при создании интерфейсов было довольно много. Но спустя год Apple выпустила революционную iOS 7, в которой перешла на плоскую стилистику в дизайне.

Мне казалось, что со временем работа иллюстратора перестанет быть востребована, и я решила развиваться дальше как дизайнер. В студии мне поручали дизайн лендингов и баннеров, однако постоянная загрузка иллюстраторской работой не давала мне брать больше дизайнерских задач.

В 2016 году ещё не было такого многообразия курсов, как сейчас. Выбор был между Школой бюро и «Британской высшей школой дизайна». Подумала, раз обучение в бюро не требует переезда, то попробую поступить, а если не получится, то поеду в Москву.

В качестве вступительного задания в школу нужно было сделать интерфейс регистрации на рейс в терминале самообслуживания в аэропорту. Помню, что я ездила в аэропорт, чтобы задать вопросы сотрудникам, просила друзей фоткать мне подобные терминалы в аэропортах. По результатам вступительного задания я прошла на бесплатное место.

Мария Булина: «Это было почти 10 лет назад!» Вступительное задание Марии Булиной

Как проходила учёба тогда?

К учёбе я отнеслась очень серьёзно: оставила работу и полностью погрузилась в процесс. Учиться было тяжело. Наверное, по сложности можно сравнить с учёбой в институте. Многие ребята на потоке сочетали школу с работой, я восхищалась ими. При всём усердии мне не хватило нескольких баллов на бесплатное место на второй ступени, но на третью ступень я всё же вновь прошла бесплатно.

Мария Булина: «До сих пор иногда снятся сны, будто нажимаю на кнопку „Сдать тест“, а прелоадер крутится, подсчитывая результаты. Студенты бюро меня поймут :)»

Какой у тебя был дипломный проект? Что с ним было после?

В то время в Ростове-на-Дону проводились крупные хакатоны при поддержке Министерства связи области и крупных ИТ-компаний. В качестве дипломного проекта я делала редизайн сайта хакатона, моим куратором был Илья Бирман. Проект получил не очень высокий балл, но я осталась довольна результатом. Сейчас сайт уже не работает.

Сейчас ты руководишь отделом дизайна клиентских продуктов в Wildberries & Russ. Как ты пришла к руководящей должности после окончания школы? Как она пересекается с дизайном?

После окончания школы меня пригласили работать в бюро. Сначала я занималась задачами внутренних проектов, из крупных — манифест издательства, график успехов стажёров внизу школьных лендингов. Потом начала участвовать в клиентских проектах бюро: сервис «Руки», сайт и блог «Майндбокса», интерфейс ТВ‑приставки «Электронного города». Самым масштабным проектом стала веб‑система «Гисметео». Я делала его под руководством Михаила Нозика. Горжусь проектом.

В бюро я проработала почти четыре года. Затем я перешла в продуктовую компанию Wildberries. В тот момент компания запускала новый проект Wildberries Global. Сайт продавал товары на рынки других стран.

Я была единственным дизайнером в проекте, поэтому начала самостоятельно формировать команду. Я приглашала людей, которые раньше учились или работали в бюро, и в итоге выходцы из бюро стали костяком команды дизайнеров Wildberries Global. Именно так я начала постепенно расти как руководитель.

Какие навыки, полученные в Школе дизайнеров, а затем в бюро, помогли тебе занять руководящую должность?

Это не только дизайнерские, но и менеджерские навыки. Работа в бюро подразумевает дизайнерское управление проектом: согласование понимания задач с клиентом, арт-директором, общение с разработчиками, контроль сроков. Дизайнер управляет всеми процессами. Школа дала мне базу знаний и понимание, что с этой базой делать дальше. Конечно, работа в бюро затем значительно укрепила и расширила эти знания на практике, но без школы такую основу получить было бы гораздо сложнее.

Работа в бюро — это согласование задач, общение с разработчиками, контроль сроков

Как всё устроено в твоей команде в Wildberries & Russ? Какие у тебя обязанности?

Команда дизайнеров Wildberries & Russ насчитывает порядка трёхсот дизайнеров. Дизайнеры разделены на крупные отделы: клиентские проекты, внутренние, складские, рекламные, брендинговые, пункты выдачи и так далее.

Я и мой напарник Дмитрий Юрин руководим командой из 65-ти дизайнеров. Наш отдел отвечает за дизайн клиентских продуктов. Мы делаем приложение и сайт маркетплейса, WB Travel, Wibes и многое другое. Есть и EdTech продукты: обучение для ИТ-специалистов; платформы для обучения складских сотрудников и работников пунктов выдачи. А ещё недавно мы начали тестировать приложение для сервиса такси в Беларуси.

Мария Булина: «Ещё мы проводим дизайнерские митапы, конкурсы, онлайн мастер-классы»

Ты также занимаешься поиском сотрудников в свой отдел. Где ты их ищешь?

У нас есть штат HR-специалистов, которые помогают искать кандидатов. HR обращают внимание прежде всего на продуктовый опыт, а не на студийный. Но мы с Дмитрием Юриным считаем, что студийные ребята, особенно те, кто работал в бюро, крепкие специалисты с широким кругозором, креативностью и высокой скоростью. Пусть у них и нет большого опыта работы в продуктовых процессах, но их дизайнерская база очень крутая. Быстро адаптировать таких людей к продукту не составляет особого труда. Поэтому мы всегда очень рады кандидатам из бюро.

Сколько в твоей команде бюрошников?

Всего в нашей команде 65 дизайнеров. Вместе со мной у нас 10 человек из бюро. Одну девушку мы взяли, пока она училась на второй ступени Школы дизайнеров.

Какие недостатки у работников-выпускников бюро?

Основной недостаток выпускников бюро — нехватка знаний о продуктовых процессах. Им обычно не хватает понимания метрик продукта, навыков работы с аналитикой и взаимодействия с аналитиками. То есть именно продуктовой экспертизы выпускникам любых студийных школ часто не достаёт.

Есть много курсов, чтобы набраться знаний по продуктовым метрикам, но я не могу за них ручаться. Могу рекомендовать книгу Юрия Ветрова «Паттерны дизайн-менеджмента», но она не для джунов и скорее для управления. Самый крутой опыт нарабатывается в процессе работы, конечно 🙂

Какими навыками должен обладать кандидат, чтобы попасть к тебе в команду?

У кандидата должен быть хотя бы один достойный проект, который с точки зрения UI и UX выглядит убедительно. Важно, чтобы человек мог рассказать, какая стояла задача, как он подходил к её решению, с какими трудностями и нюансами столкнулся в процессе. Нужно посмотреть, как кандидат мыслит: проводил ли он исследования, собирал ли референсы, умеет ли пользоваться дизайн-системами.

Обязательно хорошее знание Фигмы. Ещё одним преимуществом будет опыт работы в продукте, взаимодействие с исследователями и редакторами, хотя обычно у кандидатов из бюро такого опыта нет. Но эти навыки быстро приобретаются уже на месте. При этом у выпускников бюро всегда есть сильная база: хорошее понимание типографики, грамотная работа с вёрсткой и текстами. Эти навыки обычно находятся на достойном уровне и очень ценны для нас.

У выпускников бюро хорошее понимание типографики, грамотная работа с вёрсткой и текстами

Наконец, можешь рассказать о каком-нибудь факапе, который благополучно разрешился?

Летом 2024 года в компании произошла реорганизация: наш проект Wildberries Global объединился с основным сайтом — он работает для всех рынков, в том числе иностранных. Сначала мы не могли найти общий язык с ребятами из других команд, но при этом мы закрывали продуктовые задачи, и бизнес не пострадал из-за наших конфликтов. Не буду вдаваться в подробности, но причина была в том, что у всех были разные ожидания от объединения, а любые изменения повышают тревожность. Разрешился конфликт обычным честным человеческим разговором. Моё упущение было в том, что я не сделала этого сразу.

Потихоньку в нашей новой команде появилось много новых интересных проектов. Объединённая команда стала мощнее, разностороннее, скиловее. Теперь мы решаем задачи быстрее и качественнее. Сейчас уже становится понятно, что это объединение пошло на пользу.