Лиза Архангельская. Найдите свою команду

Лиза Архангельская Найдите свою команду

Старший UX-редактор Авито о том, как делать тестовые, давать обратную связь и работать из дома.

Расскажи о себе.

Живу в Москве. Училась на экономиста в МГУ, но хотела стать журналистом. В итоге по профессии не работала, а занялась текстами.

Первую статью я написала для Большого Города. И пошло-поехало: РИА Новости, РБК, редакция поискового портала Яндекса. Теперь работаю UX-редактором в Авито.

Кто такой продуктовый редактор? Вот ты, например, чем занимаешься в Авито?

Продуктовый редактор пишет тексты, которые видят пользователи внутри сервиса. По сути, это всё, что не является пользовательским контентом: кнопки, подсказки, заголовки, статусы, чат-боты. Часто это целые сценарии, а не отдельные элементы.

Лично я занимаюсь текстами для Авито Работы и ещё пары продуктов для предпринимателей.

На что обращают внимание на собеседовании в Авито?

Нам важно, чтобы соискатель умел отстаивать свою точку зрения, идею перед коллегами и заказчиками, нормально относился к критике и умел разрешать конфликты. В целом стараемся понять, есть ли у него собственные представления о прекрасном или человек хочет работать в режиме «сказали — делай».

Всегда приятно, когда общение открытое, без зажимов. По моему опыту, даже когда человек нервничает на собеседовании, это ему никак не мешает показать, что он живой, открытый и готов общаться, не знаю, с юмором.

Какие основные ошибки в тестовых заданиях?

Тексты часто пишут плохо с точки зрения стиля: повторы, несвязанные предложения, кривые формулировки. Люди словно не понимают, что такое хорошо, а что не надо писать. Например, смотрю на текст, а его сложно читать или он слишком агрессивный, не только из-за избытка восклицательных и вопросительных знаков, а из-за неуважительного тона к читателям.

Частая проблема — логика. Хотя в тестовом обычно ставятся так задачи, чтобы человек обязательно подумал, залез на Авито, посмотрел, как раньше решали подобное. Если это задача на пуши, то надо посмотреть, куда ведут похожие пуши, какие переменные можно подтянуть — название объявления, например.

Важнее не креативить, а сразу подойти к решению UX-задачи: подумать о продукте, о пользователе и его удобстве. Надо в первую очередь понять, что можно сделать, а уже потом — что написать.

Например, в последнем тестовом мы просили написать приглашение на стрим с блогером Чумой Вечеринкой и разослать письмо тем, кто искал одежду на Авито в последние три месяца. Чуму Вечеринку легко узнать по яркой внешности, сленгу и стилистике. Этим многие и воспользовались: написали приглашение от её лица.

Эта ошибка — конкретный пример, что не все думают об аудитории. Вероятность, что все знают Чуму Вечеринку и манеру её разговора, крайне мала. Получив письмо от неё, читатели Авито просто не поймут, что вообще происходит, зачем им откликаться, реагировать. И сообщение компании не дойдет до конечного пользователя.

Ещё проблема — авторы невнимательно читают задания. Например, надо было добиться, чтобы продавцы дали доступ приложению к микрофону телефона, чтобы им могли звонить через Авито. Многие обратились к покупателям в текстах, другие писали: «Включите микрофон, и звонки для вас станут дешевле». Но для продавцов входящие и так бесплатные.

Иногда совсем путаница бывает: просишь пуш про недвижимость, а получаешь про товары. Вот такие штуки удивительные происходят, когда невнимательно читаешь задание.

Важнее не креативить, а сразу подойти к решению UX-задачи: подумать о продукте, о пользователе и его удобстве

Можно ли прийти в UX без опыта?

Легче, конечно, если уже умеешь складывать предложения, пробовал разные форматы, понимаешь про стили, про хорошие и плохие тексты. У нас все ребята, даже младшие редакторы и стажёры имеют опыт.

Но опыт не гарантирует, что получится в UX. Мы видели много плохих или странных тестовых от журналистов, редакторов, фрилансеров, которые прошли профильные курсы. Так что тут как везде: кто-то подходит, кто-то не проходит.

А у вас есть список обязательного чтения для авторов, которые только устраиваются?

Начнем с того, что по UX-редактуре очень мало источников: кроме книжки Кирилла Егерева «Этой кнопке нужен текст» вообще мало книг, каналов, статей, блогов. Это большой минус: когда хочешь развить навыки в UX, то учиться по факту приходится практически только на Телеграм-каналах со скриншотами плохих интерфейсов. И поэтому у нас нет обязательного списка. В онбординге для новичка несколько каналов, которые нам самим нравятся. Но ни они, ни даже книжка Кирилла Егерева, которую я лично рекомендую всем, не обязательны.

Вообще, учиться надо не только новичкам, но и всем в профессии, чтобы оставаться актуальным. Мы в редакции Авито показываем друг другу практически все свои тексты. Например, я написала лендинг, выбираю жертву среди редакторов и прошу посмотреть-покомментить мой текст. Так выходит прямо суперполезно, другие замечают много того, что не замечает твой замыленный взгляд, а иногда и свежие идеи появляются.

А когда я начинала UX-редактором в Яндексе, то постоянно рыскала по чужим задачам и читала тексты других редакторов. Это очень помогало вдохновиться, научиться новому, подглядеть какие-то классные ходы.

Каналы из онбординг-дока Авито:
  • Mentalrange — про тексты и рекламу;
  • Текст в тесте — про интерфейсы и ошибки брендов в коммуникациях;
  • Грамотность на «Меле» — поможет вспомнить правила русского языка, заодно пройти тесты для закрепления;
  • Fragments — примеры дружелюбных коммуникаций компаний с пользователями;
  • The Content is The Queen — канал Линор Горалик о контентном маркетинге;
  • Кириллица-дизайн  — свежие сайты и лендосы на русском, чтобы следить за рынком.
  • Фавориты Лизы:

  • Убедительно просим — рассуждения о текстах Саши Селезневой из Яндекс. Практикума;
  • cult of detail — дизайн-канал про интерфейс;
  • lil words make magic — примеры хороших интерфейсов.

Про плохие интерфейсы: тебя саму что-то бесит в чужих работах?

В целом, не бесят, но не нравятся штампы — слова и фразы, которые были прикольными когда-то, а теперь их пишут практически все без раздумий. Например: «Что-то пошло не так». А также неуместное приписывание пользователю эмоций со стороны сервиса — это когда в кнопках невпопад пишут: «Супер!», «Просто отлично!». Такой лживый оптимизм получается, да ещё и я вынуждена его брать на себя, потому что кнопка — это моё высказывание как пользователя.

А кроме Егерева посоветуешь что-нибудь, курсы, например?

Ничего, потому что я сама не проходила ни одного курса по текстам. Поэтому я не могу ничего советовать. Мне кажется, что лучше всего всему на практике учиться или попасть на стажировку. К нам, например.

Расскажи про стажировку в Авито.

Стажировка началась в сентябре. На первой, онбординговой, неделе стажёры — редакторы и дизайнеры — четыре дня слушали лекции о том, как устроен Авито. Процессы у нас отлажены, но новички поначалу теряются, особенно без опыта в ИТ-компаниях. Поэтому мы рассказывали, куда они попали и как всё устроено: о работе дизайнеров, редакторов, исследователей, о заказчиках и продуктах. А в последний день в формате воркшопа они придумывали продукт или сервис для подростков. Проводили исследования, писали, рисовали, креативили, чтобы презентовать проект всей дружной команде, которая с ними тусовалась последние четыре дня.

После онбординг-недели начался шестимесячный этап работы над реальными задачами. Стажеры будут общаться с заказчиками, с продуктовой командой, писать тексты. Под руководством наставников они будут разбираться в рабочих процессах: Что нужно сделать? Какие вопросы задавать по задаче? Как лучше — созвониться или быстрее в Слаке написать? Стажеры научатся перерабатывать тексты после правок, презентовать их заказчику.

Облегчить жизнь новичка помогают прописанные процессы

Скажи, если все стажёры будут хороши, то возьмете всех?

Конечно, мы хотим, чтобы они остались: мы вкладываем в них силы и шесть месяцев времени. Хотим, чтобы всё получилось и они стали редакторами. Если они будут хороши и если у нас будет такая возможность, мы оставим всех. Но всё зависит от ставок. Например, стажёрка, которая была в прошлом году, осталась у нас младшим редактором.

Как пережить правки?

В Авито мы всегда проговариваем важный момент — и наставники со стажерами, и редакторы с заказчиками работают не в режиме правок, а в режиме комментариев. Например, за текст отвечает редактор, заказчик может высказать свои комментарии: о фактуре, продукте, логике — обсуждаемо, но если не нравится стиль, то тут редактор принимает решение.

А что касается обратной связи: я всегда стараюсь объяснять в комментарии, что исправить и почему. В принципе, никакой Америки не открою здесь. Хотя в жестоком мире журналистики, мне кажется, редакторы часто не стесняются, капсом пишут: «НЕЕЕТ!!!» Хотя пару раз я и сама писала своей младшей редакторке так: «НЕТ». Но это уже после нескольких месяцев совместной работы, когда мы понимали друг друга с полуслова.

Со стороны новичков, тут от человека зависит — если ты плохо воспринимаешь критику, то будет сложно, легче, если понимаешь, что критикуют не тебя, а текст. Ведь мы делаем продукт для людей, а не самоутверждаемся. Наставник пытается стажёру помочь сделать работу классно и всему научиться — это в интересах редакции. Вот поэтому, если воспринимать это как помощь, а не как критику тебя самого как человека, то всё будет отлично. У нас в этом плане с нашими младшими редакторами все окейно, и они часто благодарят за уделённое внимание, в том числе в виде кучи комментариев.

Если ты плохо воспринимаешь критику, то будет сложно, легче, если понимаешь, что критикуют не тебя, а текст

В вашем онбординге есть формулировка о навыках младшего редактора: «Должен стараться выполнять дедлайны». Это как?

Старается — сам следит за тем, чтобы не помереть от нагрузки. Когда чувствует, что не успевает, должен про это сказать своим заказчикам. Ведь завалить кучу задач и подвести других — легко. Дедлайны нужно соблюдать, но это не что-то в камне высеченное, мы все люди. И задачи иногда сыпятся горой: поэтому здесь нужно либо делать их, либо стараться с людьми договориться.

А молчать нельзя: если ты просто тупо сливаешь задачу, не приносишь её, наставнику ничего не говоришь — вот этого уже плохо. На то в Авито есть наставник и руководитель: при необходимости они помогают перераспределить задачи между редакторами. Главное — не бояться сказать вовремя, что не справляешься с потоком задач.

Какое у тебя отношение к удалёнке?

До 2020 года мы работали только из офиса, а в марте перешли на полную удалёнку. Сначала было очень тяжело, потому что я реально люблю офис, а дома сложно нормально сконцентрироваться. Мы с ребятами в первые месяцы друг друга очень поддерживали. Созванивались, чтобы просто неформально поболтать, кидали в чат клич: «Давайте созвонимся, вот ссылка, заходите». И мы заходили, обсуждали разное нерабочее, показывали друг другу своих котов, шутили. Это сильно поддерживало, потому что именно человеческого общения не хватало. Сейчас уже даже не хочу возвращаться в офис на полный день.

Как проходит твой день?

Я начинаю работать в десять утра. Есть часы, когда я более продуктивна, не знаю, с чем это связано, но утром всегда хорошо работается. Я часто вечером оставляю работу на утро и прихожу со свежей головой. Всё по-другому воспринимается, задачки решаются быстро. Потом, ближе к обеду, внимание рассеивается, в это время стараюсь сменить фокус: например, посмотреть чужой текст. А второй прилив сил, подъём вдохновения начинается часов в пять. Так что свои лучшие тексты я пишу утром и вечером.

Стол, кресло и ноут — мой домашний офис

Моё рабочее место и главный помощник в работе — кошка Пуся: то кусает, то мурчит

А как ты отдыхаешь? В течение дня и вообще на выходных, в отпуске.

Я люблю оставлять утро на себя: просыпаться и не сразу кидаться работать, а полтора-два часа просто тупить дома — сериал смотреть или завтракать долго. Очень приятно чувствовать, что у меня есть время в течение дня, кроме работы.

Вечером, если лето, я гуляю, просто иду по парку и наслаждаюсь природой. Желательно, чтобы не было машин рядом. Мне это больше всего на самом деле помогает сейчас отвлечься от работы и от стресса. Если не гуляю, то люблю сериалы и документалки про животных.

Иногда расслабиться помогает йога или поплавать в бассейне. Но это не постоянная потребность: наступило лето, и мы перестали ходить в зал. Сейчас хочу попробовать теннис — очень увлекает эта идея. И ещё все лето рубились в пинг-понг — думаю сходить на профессиональное занятие.

Ты сталкивалась с выгоранием?

Да. В самом начале карьеры я полтора года работала менеджером-аналитиком в PR-отделе. Мне не нравилось быть у всех на подхвате и заниматься всем подряд: тексты редактировать, разную информацию искать, презентации делать. Негатив рос, рос, рос и дорос — я вышла из этого состояния и уволилась. Устроилась в РБК и была крайне довольна.

В последние годы к лету я очень сильно устаю. Наверное, это не совсем выгорание, но решать надо: обычно помогает отпуск. Два года подряд мы ездим в Красную поляну в один и тот же отель. Я впервые в жизни возвращаюсь в одно и то же место. Но летом там в горах нереально красиво, настолько, что я сажусь в подъемник, хоть сама очень высоты боюсь! Но наверх больше хочется, и я терплю десять минут. Надо преодолевать себя и в итоге получать крутые впечатления. А так, быстрый вариант закрыть потребность в отдыхе в течение дня — зависнуть на котиков в ТикТоке.

В походе: поднялись с Розы Хутор на подъемнике, потом пешком пришли в Бзерпинский карниз

Что для тебя важно?

Важно в жизни иметь занятие, которое нравится и приносит доход. Оно тебя не убивает и не делает несчастными. Важно помнить — я у себя практически всегда должна быть на первом месте. О себе нужно заботиться и не обижать, любить.

Какая у тебя классная черта и не очень классная?

Начну с неклассной — у меня очень плохая память. Забываю практически всё. Вот посмотрю фильм и вскоре не вспомню, что вообще его видела. Иногда и с текстами такое: гляжу и не помню, что это мой. Но по работе забывчивость не мешает. Помогают налаженные процессы. Зная свою особенность, я научилась с ней грамотно жить: следить за делами особенно внимательно, сразу все планы записывать, заранее проставлять сроки в задачах, составлять списки дел.

Классная черта — я ясно рассуждаю и логически мыслю, все раскладываю по полочкам. Ко мне даже муж, юрист, приходит с какими-то фундаментальными вопросами по своим делам. И мы вместе их раскручиваем. Например, недавно я ему помогла собрать доказательную базу по делу о причинении вреда имуществу во время ремонта.

Топ инструментов для продуктивной работы Лизы:
  • Заметки — некоторые идеи можно потерять, если не записать.
  • Календарь — делаю несколько календарей, например: рабочий, семейный, личный, кошачьи дела, спорт.
  • Джира — для грамотного планирования и отслеживания сроков задач.
  • Ноушн — для любых записей.
  • Эмоджипедия — как выглядят эмодзи на разных платформах.
  • Глифи — редко используемые символы.
  • Грамотность: Грамота.ру, Национальный корпус русского языка, Вордстат и словарь синонимов.

Лиза, напоследок дай совет нашим студентам.

Найдите своих людей. Это важнее даже, чем найти свою сферу. Компанию, людей, с которыми приятно работать, с которыми вы друг друга понимаете.

И если тебя не взяли на какую-то работу — это не значит, что ты отстойный и ничего не умеешь. Конечно, такой вариант возможен, но скорее всего нужно найти какую-то другую команду, где люди хотят делать то же самое, что и ты.

Вот такая мысль. Я сама не всегда её осознавала, мне казалось, что когда не получается, то это из-за меня. Хотя на самом деле, возможно, я делаю хорошо. Просто не для данной конкретной компании или для данного человека. Так что найдите своих людей и занимайтесь делом по душе.