Главред компании «Эверад» рассказывает, как в 24 года стал главредом и как окупает месячные расходы на еду за три часа работы.
Кто ты?
Я главный редактор компании «Эверад», мне 24 года.
Чем занимаешься?
Мы делаем промоматериалы для продукции — товаров для красоты и здоровья. Я главный по лендам. У меня есть штатные авторы, которые всё это делают, а я их обучаю, даю задания. Вместе мы создаём позиционирование продукции, всё это упаковываем. Я слежу за качеством. Каждый день стараемся делать всё лучше и лучше: качество текста, новые техники маркетинга, добавление инфографики на лендинге.
С чего начинал карьеру?
Карьеру я начинал три года назад. В самом начале я писал отзывы за деньги, и мне за это немного стыдно. Потом под это собрал команду и стал её куратором. Затем запустился мужской интернет-журнал «Лук3», у которого было полмиллиона уникальных посетителей. Сначала я там был редактором, а когда главред и все остальные поувольнялись из-за урезанного бюджета, я взял на себя роль главного редактора.
Потом я перешёл постепенно в коммерческое писательство, прошёл школу Александра Чайковского. Всем рекомендую, кто хочет в коммерческое направление идти. Потом начал фрилансить: делать тексты на ленды. Ещё я успел поработать на радио «Диджей ФМ». Там был интересный проект «Майндшоу „Мотив. Включай себя!“». Это были интервью с Кириллом Куницким, Антоном Бритвой — вот этими известными ребятами.
Я писал вопросы и подводки, делал материалы для диктора, где он, например, рассказывает за две минуты лайфхаки: как стать успешным, как быстро выйти из состояния стресса. Диктор проговаривал это на радио три раза в день и в конце давал ссылку на сайт. На нём была запись, транскрибация, должны были быть ссылки на курсы и тренинги. Но проект отжил год и закрылся, как и журнал, где я работал.
Журнал не смогли нормально монетизировать. Была группа на миллион активных подписчиков во «Вконтакте». Мы делали журнал такой же тематики и с таким же названием, давали ссылки в эту группу. Всё равно не могли окупить. Из-за этого опыта у меня немного плохое отношение к медиа.
Какое образование ты получал? Какие курсы проходил?
Вообще, я из Чернигова переехал в Киев. Закончил Черниговский Политех на электротехника. Я из тех технарей, которым лучше не заниматься специальностью.
Проходил курсы Главреда, Чайковского по копирайтингу, Артура Будовского по брендингу, Школу редакторов. У меня ещё лежит запылившийся курс Академии Лидогенерации.
Ещё я проходил стажировку в «КонвершнАрт». Не уверен, не могу отвечать за свои слова, но туда приходят самые крупные бизнесмены из «Бизнес молодости». Я там проходил стажировку три недели, и это был ад. Я осознал, что такое маркетинговые исследования длиной две недели. У меня кипел мозг, это был ад, но я прыгнул выше головы.
Три года я в профессии и раз в год прыгаю выше головы
Первый раз это было в журнале, где я только начинал писать по-нормальному. Мне там быстро мозги вправили, как нужно писать. Потом это были курсы Чайковского, где я понял, что реклама — это не слоганы и креативы, а доказательство ценности и приведение примеров. Потом прыжком была стажировка, теперь это Школа редакторов. Надеюсь, я ещё раз прыгну выше головы и получу дополнительные навыки.
Ты сейчас на работе? Интерьер похож на студию звукозаписи.
Это наша переговорка. Я здесь работаю, потому что мне нужна тишина. Копирайтеры работают в опенспейсе или где хотят, но мне нужно сосредоточенно сесть, просмотреть, продумать, просмотреть конкурентов, выписать фишки.
Сколько часов в день работаешь?
Смотря, что такое работа. Руками я уже почти не работаю. Когда делаем лендинг, мы сначала разрабатываем структуру. Копирайтер рассказывает о продукции, мы смотрим конкурентов, позиционирование и набрасываем структуру текста. Естественно, сразу с какими-то фишками: разбрасываем мясо, как говорит Ильяхов. Это я работаю раз.
Второй раз я работаю, когда мне показывают черновик. Раньше переделывал за людьми, а сейчас просто предлагаю. Если действительно плохо, я говорю, что это плохо и объясняю почему. Предлагаю решение, но добавляю, что моё мнение не конечное, можно предложить своё.
Я стараюсь авторам не грубить и всё объяснять. Если они не могут подобрать какую-то фразу, если думают, что такого словосочетания нет, я советую вбить в «Вордстат» и посмотреть. Если люди гуглят, ориентируйтесь на людей. Это может быть тысячу раз неправильно и грубо, но, если людям привычнее говорить «градусник», а не «термометр», вы, пожалуйста, говорите градусник", а в скобках напишите «термометр». Это пример из работы.
Я трудоголик, и меня прёт моя работа. Могу иногда с девяти утра до девяти вечера сидеть. Обычно работаю 8−12 часов в день — из них работы с текстом не больше четырёх часов. Остальное — какие-то стратегические вопросы, учёба, заполнение гайдов и редполитики.
Ещё мне поступают заказы от постоянных клиентов. У меня есть пара копирайтеров, которых я курирую как редактор. Мы уже договорились, что есть я и есть мои литературные рабы. Я ставлю им задачу, вычитываю и отдаю заказчику.
На это уходит два часа в месяц. Там и прибыль, конечно, совсем небольшая, но хватает на еду.
Получается, что я закрываю вопросы с едой за 2−3 часа в месяц, если повезёт
Сколько времени тратишь на дорогу?
15 минут ходьбы. В дороге я либо слушаю рэпчик, который заряжает, либо слушаю подкасты, которые развлекают, либо звоню бабушке или кому-то ещё. Подкасты: «Поредачим», «Отвратительные мужики», «Вебсарафан».
Какие медиа и рассылки читаешь?
Слежу одним глазом за чатами в Телеграме: «Мастерская Главреда», чат курса «Работа с клиентом». Особо времени нет: я трачу его либо на книги, либо смотрю, что нового по лендам, по маркетингу, по упаковке продукции.
Откуда узнаёшь новости?
Я новости игнорирую. Знакомые из России недавно пишут:
— Чувак, ты в порядке?
— В смысле?
— У вас же там митинг в центре города.
Я живу в десяти минутах езды от центра, и я вообще не в курсе, мне всё равно. Какие-то мировые новости доходят со слухами: самые важные не пропущу. Я слежу за курсом доллара, потому что для меня это показатель, насколько хорошая ситуация в нашей стране и вообще.
Как планируешь работу?
Сейчас пытаюсь перейти на методику ГТД. В течение дня мне приходят идеи, задачи. Я открываю Вундерлист и на основной странице коротко записываю задачу. На следующий день я открываю этот список и смотрю: что можно сделать за две минуты — делаю; что можно не делать — не делаю; что можно делегировать — делегирую. Остальное становится частью задач на день. В продакшне у меня жёсткие дедлайны. Мы это не берём в учёт.
Я люто рекомендую ГТД, потому что записанные мысли не пропадут, а новые могут появиться. Например, я после работы читаю Кэмпа, и у меня каждая страница книги — несколько идей по работе. Я записываю и на следующий день думаю, как эти идеи воплотить в жизнь.
Основные инструменты в работе.
Гугл-календарь, док, таблицы и диск. «Вордстат» Яндекса.
Какую технику используешь?
Рабочий ноутбук Асус, у него сенсорный экран, очень удобно. Айфон и Айпад, чтобы читать книги, смотреть видео.
Как отдыхаешь?
Я немного играю в сквош. Хожу в спортзал. Стараюсь путешествовать. На Новый год мне подарили старый плёночный зеркальный фотоаппарат. Когда-то я занимался фотографией — надеюсь, буду снова снимать.
Стараюсь расслабляться, потому что это необходимо, когда тебя прёт твоё дело, когда ты можешь работать сутками. Когда я учился в Школе редакторов, три дня в неделю мой день начинался в девять утра и заканчивался в час ночи.
Это был кошмар. Я могу много работать, быть мегапродуктивным, но быстро сломаюсь, поэтому искусственно себя замедляю. Для этого есть практика: перед сном час ничего не делать. Когда я первый раз попробовал, мне сорвало крышу, и я исписал четыре листа А4 идеями.
Есть ещё прикольная штука — флоатинг. Ты лежишь в капсуле в солёной воде: темно, тишина, очень прикольно. Недавно я ездил в Прагу на концерт «Горилаз». До этого год работал без перерыва на двух работах и реально подзадолбался. Я люблю свою работу, но подзадолбался. Съездил на пять дней, сменил обстановку, жил в хостеле, гулял по Праге, сходил на потрясающий концерт.
Я верю, что большинство редакторов дико любят свою работу и делали бы её бесплатно, если бы ни в чём не нуждались. Но я считаю, что нужно себя искусственно замедлять, потому что наша работа — это лютый марафон. Здесь спринты не работают, здесь нужно каждый день по чуть-чуть расти.
С какими иллюзиями ты попрощался за последние три года?
С иллюзией, что деньги зарабатывать легко. С иллюзией, что если ты хорошо делаешь своё дело, то у тебя будет всё хорошо.
Понял, что всё упирается в переговоры. А потом я понял, что дело не только в переговорах, но и в управлении вниманием. Редактор должен быть не только хорошим редактором и переговорщиком, но и хорошим менеджером. Понял, что я очень неэффективен. Понял, что многое упирается в личные качества.
Если ты раздражительный, то это реально палки в колёса
Я осознал, что мы делаем сервис. В начале работы клиенту обычно говоришь: «Вау, у меня для вас пятьсот миллионов предложений, давайте так», — и начинаешь спорить, прогибать, убеждать. На самом деле, часто это не нужно, часто обращаются просто, чтобы ты сделал минимально работающий продукт.
Ещё была иллюзия, что ты знаешь, как правильно. На самом деле, практически никогда. К людям нужно прислушиваться, обсуждать вопросы.
Вообще, сильных иллюзий не было. Я из тех людей, что всегда ждут худшего.
Какая главная задача в карьере сейчас?
Масштабироваться. Научиться делать больше с меньшими усилиями и без потери качества. Ещё попробовать арбитражить. Пришло время, когда нужно чуть-чуть выходить за рамки редактуры и столкнуться с живым рынком.
Есть проекты, на которые ты смотришь с завистью?
Иногда вижу какие-то фишки на лендах и думаю: «Почему я это не придумал?».
Облизываясь, смотрю в сторону «Арзамаса». У меня есть метамечта. Обычно задают на собеседованиях вопрос: «Что бы ты делал, если бы у тебя были деньги и ресурсы?». Я бы поднял образование с колен, популяризировал его. В первую очередь физику и математику. Я понимаю, что мог бы собрать команду редакторов и переупаковать всё образование, сделать его интереснее, сделать интерактивные книги. С удовольствием отметил, что Ильяхов в новом наборе дал вступительное задание упаковать учебники.
Ещё есть Яндекс. Я смотрю на то, как они качественно делают интерфейсы, и меня чуть-чуть зависть давит.
Игорь советует книги по теме:
- Джим Кэмп — «Сначала скажите „Нет“»;
- Дэвид Огилви — «Огилви о рекламе»;
- Джозеф Шугерман — «Искусство создания рекламных посланий»;
- Ян Уайт — «Редактируем дизайном»;
- Нина Валгина — «Современный русский язык. Синтаксис».
Не по теме:
- Алексадр Никонов — «Апгрейд обезьяны»;
- Илья Стогов — «Мёртвые могут танцевать»;
- Нил Гейман — «Американские боги»;
- Владимир Серкин — «Хохот шамана».
Как ты узнал про Школу редакторов? Почему поступил?
Про школу я узнал три года назад, так как подписан на Ильяхова. Я вплотную посмотрел на школу, когда проучился у Чайковского. С нами учился Андрей Башта: он был отличником и после курсов пошёл в школу. Я тогда думал, что редактор — это тот, кто пишет для журнала, потому что я был редактором и писал для журнала.
Я не понимал: чувак закончил крутые курсы коммерческих текстов и идёт в Школу редакторов, которая и сложнее, и стоит дороже. «Зачем такой даунгрейд, чувак?» Только через полгода я понял, что текст не читают в отрыве от контекста — нужно управлять вниманием, вести переговоры, нужен тайм-менеджмент. Увидел, что всё это здесь есть.
Как я принял решение — мне в компании сказали: «Иди». Я пошёл. Сказали, грубо говоря, в воскресенье, а в понедельник надо было сдавать вступительное. Я у всех отпросился и за шесть часов сделал задание. Поступил на 70-е место. Мне самому дико не нравилось, но что я мог сделать? Поступил в последний день.
Первая ступень — это долгоиграющий проект, это тонны информации, полный писец
Можно я дам совет, как пройти первую ступень? Это не один рывок, тут должна быть стратегия. Нужно сделать работу над этим проектом частью своей жизни, как это сделал я. Я договорился с компанией, что у меня есть пару часов в день на то, чтобы я чисто учился, чтобы меня никто не трогал. В целом на это уходило 3−4 часа в день среди недели, а в конце недели, когда я делал тесты, по 6−7 часов. У меня большие баллы, потому что я много времени тратил конкретно на тесты.
Какие впечатления от школы?
Самыми полезными были редактура и переговоры. Про управление у меня тут свои курсы подобные. Было полезно по интерфейсам и менее полезно по типографике и вёрстке, потому что у меня есть книга «Типографика и вёрстка». Я все советы перечитал, в принципе всё знал, поэтому ничего кардинально нового я не получил. Хотелось бы какие-то вебинары, какого-то эксклюзива. Но эксклюзивными были тесты. И должен сказать, когда их делаешь, очень хорошо врубаешься.
Разрыв пукана у меня вызывали тесты по типографике и вёрстке. Самый проклятый тест — про галерею. Это просто бум, ребята: тратьте время на типографику и верстку.
Почему ты ушёл со второй ступени?
На работе и в жизни произошли перемены к лучшему. К несчастью, эти перемены требуют полгода-год крепкой работы. Из-за этого времени на учебу в школе осталось 4−5 часов в неделю. У меня, конечно, оставалось время после работы и по ночам, но я уже слишком выгорел, чтобы так делать. Думал, получится заменеджерить процесс, но в лучшем случае на учёбу уходило бы семь часов в неделю.
Я это понял на первой неделе, когда выделил максимум возможного времени на задачу и получил двойку с копейками. Это меня сильно расстроило, так как учиться на двойки-тройки меня угнетает, я могу куда лучше. Да и толку от такой учёбы нет. В общем, решил уйти. Это было трудное решение, но все в окружении меня поддержали.
Я не жалею, что так получилось. Я расту дальше, и первая ступень дала мне тонну опыта, который я продолжаю внедрять в работу и жизнь. Вряд ли буду поступать заново, но люто рекомендую всем, кто хочет связать свою жизнь с редактурой или дизайном, поступать в школу и идти до конца. По крайней мере, первые две ступени. А всем, кто не сошёл с дистанции, желаю удачи. Всё остальное у них уже есть.
Совет себе в 20 лет.
Учись писать коммерческие тексты и делать сайты в Фотошопе, выходи на фриланс и работай с рынком напрямую.
То, что ты думаешь, — это одно, а фриланс — это реальный рынок. Если там пробьёшься, значит ты чего-то стоишь. Поэтому учись, делай, паши до тех пор, пока тебе не начнут платить деньги. Платят деньги — значит ты чего-то достоин. Если не платят, то, что бы ты себе ни выдумывал, ты не стоишь этих денег, ты пока ничего из себя не представляешь.