Бывший педагог рассказала о работе с детьми, проверке фактов и переезде во Францию.
Какое место занимает педагогика в твоей жизни?
Сам вопрос провоцирует ответить, что ничего. Я выбирала не педагогический вуз, а филологический факультет, потому что любила русский язык и читать.
В 15 лет переехала в Санкт-Петербург из небольшого уральского городка. На фоне петербургских школьников проигрывала и 10−11 класс работала, чтобы выйти на их уровень. Поступала в 3 университета, чтобы попасть на бюджет. Бесплатно поступила в педагогический, но это больше про филфак, чем про педагогику.
В детстве я хотела быть учителем и после учёбы с удовольствием год преподавала пятиклассникам русский язык и литературу. Но поняла, что если я продолжу, у меня не останется времени на собственную жизнь. Я постоянно думала о детях, проверяла тетрадки, погрузилась в их проблемы. Это отнимало много времени и душевных сил. Я поняла, что это была хорошая практика, но продолжать не хочу.
Потом я хотела учиться на психолога, но выбрала компромисс между своими желаниями и желаниями родителей и училась на логопеда.
Как выглядит работа логопеда? Он исправляет детям речь?
Логопеды работают и со взрослыми: например, после инсульта нужно восстанавливать речь. И с детьми, когда они неправильно произносят звуки или у них задержка развития речи.
Я дважды проходила месячную практику в детском саду и поняла, что представляла себе эту профессию иначе. От знакомых слышала: «Я в детстве боялся логопедов, они совали мне в рот какие-то металлические штуки и заставляли произносить непонятные стишки». Я так не делала.
Большинству детей нравится ходить к логопеду, потому что в садике 30 человек в группе, а они хотят личного внимания к себе. А когда ребенок приходит на индивидуальное занятие к логопеду, он счастлив: 20 минут взрослая тётя только с ним.
Какой совет ты бы дала по поводу работы с детьми? Как к этому относиться?
Серьёзно и ответственно. Помнить, что они на тебя равняются, видят всё. Нельзя учить ребёнка быть честным, но самому обманывать по мелочам. Странно говорить «не ешь сладкое, будет кариес», а самой набивать рот конфетами. По тем же принципам я воспитываю собственного ребёнка.
Ещё детей нужно любить. Люди, которые не любят детей и идут в педагогику, решают собственные психологические проблемы. Не могут самоутвердиться среди взрослых, а среди детей это легче.
Почему и как происходит выгорание у педагогов?
Потому же, почему и у матерей, у редакторов, у водителей-дальнобойщиков. В профессиях, связанных с общением с людьми, особенно нужна психологическая поддержка. Людмила Петрановская называет такие профессии «помогающими», то есть мы помогаем, но нам и самим трудно. Сюда идут эмпаты, но долго сочувствовать без поддержки специалиста утомительно.
От детей есть отдача, отсюда соблазн погрузиться в работу с головой. А когда погружаешься, неделями не отвлекаешься, происходит выгорание.
Посоветуй почитать одну книжку, работу или монографию по педагогике.
Если про детей, то Людмила Петрановская — «Тайная опора». Для меня это основополагающая книга.
Как ты начала писать?
Дедушка работал ответственным секретарём в ежедневной газете. В детстве я приходила к нему в редакцию, наблюдала. В 6−7 пыталась писать какие-то рассказы, стишки, думала стать журналистом. Но дедушка сказал: «Журфак — это скучно. Тебе придётся писать, как пенсионерку сбил грузовик. Поэтому иди на филфак, там научат лучше». Я и пошла на филфак, но не получила того, чего ожидала. Там не научили писать, мы больше читали.
А первый твой коммерческий проект?
Первый коммерческий проект был иллюстрацией в дедушкину газету. Я нарисовала сову и получила за нее 5 000 рублей — можно было купить три чупа-чупса. Чувствовала себя шикарно, мне положили их в конверт, подписали имя и фамилию.
По-взрослому первый раз опубликовалась случайно. Сестра приятеля работала в Cosmopolitan, прочитала мой ЖЖ и сказала: «Кать, ты неплохо пишешь. Давай-ка мы тебя опубликуем». И дала контакты нескольких редакторов. Это был 2010 год и моя первая крупная статья в Cosmopolitan про логопедию у взрослых. Для формата журнала это было довольно интересно.
Как ты дальше развивалась?
Я бралась за всё, писала гороскопы, обзоры книг в небольшой питерский журнал. Потом устроилась в научно-популярный журнал пишущим редактором. Это был трансформирующий опыт. Я писала свои тексты и редактировала чужие.
Как перестраивалась для такой работы?
До этого я не была знакома с проверкой фактов. Теперь приходилось много читать, изучать, прежде чем писать и редактировать. Проверяла за авторами, которые писали иногда совершенно неадекватные вещи. Непонятно откуда брали цифры и данные.
Приведи пример?
Один научный сотрудник писал статьи из кусков Википедии. Год я работала с его статьями: как литературный раб писала их заново и подписывала его именем. Гонорар тоже получал он. Сейчас я бы за такое не взялась. Но это была первая серьёзная редакторская работа, и я была растеряна.
Ещё я задавала вопросы, которые можно было решить, составив редполитику.
Например?
Я дёргала коллегу каждую минуту первого месяца: «А „миллион“ мы пишем в сокращении или полным словом? А цифры прописью? Как понять, как правильно, где посмотреть?» Она мне говорила: «Ты спрашивай, я тебе отвечу». Это отнимало время и у меня, и у неё. В остальном перестраиваться не пришлось. Я открыла для себя тогда glvrd.ru, и это помогло.
Как проверять данные?
Гуглить на английском. Мало хороших научных статей на русском. Если речь о медицине, то проверять на Пабмеде. Исследование медицинских препаратов должно быть плацебоконтролируемым, например. Я в основном ищу в англоязычном интернете. Можно и по-русски искать, но читать очень внимательно: за исследования иногда выдаются статьи, которые пишут копирайтеры.
В плане редактуры других людей, что для тебя сложнее всего?
Не переписывать самой. Хочется, чтобы постоянный автор издания рос. Ты не чувствуешь удовлетворения, когда переписываешь статью почти полностью и выдаёшь за его. И он не понимает, как надо делать. Я стараюсь объяснять, пока человек сам не поймёт. Задаю наводящие вопросы, даю ссылки, что почитать, но стараюсь от автора получить оригинальный материал.
Я сейчас работаю над черновиком статьи для журнала, где редакторы задают вопросы, вызывающие восторг. Я сама бы не подумала об этом. Например, в Париже можно купить билет у водителя автобуса за 2 евро, а редактор спрашивает: «А карточки принимают?» И я понимаю: «Как я об этом не подумала?» Главное — задавать правильные вопросы так, чтобы потом человек мог сделать сам.
Кто и зачем читает научпоп в 2018 году?
У моей бабушки есть фраза «ни уму, ни сердцу». Хорошие научно-популярные статьи — и тому, и другому. Это позволяет приятно провести время и при этом чем-то обогатить себя.
Но научпоп на бумаге уже не так актуален. Хотя такие журналы читают студенты и молодые люди около 30. На них подписываются пенсионеры, открытые к тому, чтобы молодёжь их чему-то учила, и даже люди в местах не столь отдалённых.
Что такое «Школа идеального тела»?
Несколько лет назад Оля Маркес из группы Alai Oli была озабочена своей физической формой и собрала вокруг себя друзей, приятелей, чтобы заниматься вместе интервальными тренировками. Это вылилось в движение по всему миру: они дают советы по питанию и тренировкам. Чаще всего там преподают на добровольческой основе без специального образования. Но я проверила на себе — это работает.
Моя подруга работала там в научном отделе, они как раз начали подкреплять все свои рекомендации по питанию и тренировкам научными данными, опирались на англоязычные исследования, как я люблю.
Когда я сидела в декрете, эта подруга позвала меня помочь. В итоге всё вылилось в выпуск приложения для Айфона и Андроида. Там я получила опыт организации работы программистов, тестирования, техподдержки. Я не жалею, классный опыт.
Ты упомянула опыт организации работы. По каким принципам ты организуешь работу команды?
У нас было три программиста-разработчика, руководитель проекта и я. Руководитель проекта генерировала идеи, а мы обсуждали, как сделать. Я слушала руководство, задавала вопросы и объясняла разработчикам. Потом фиксировала ошибки, проверяла, как поняли разработчики. Была связующим звеном между руководством и разработчиками. Не думаю, что это особый метод. Но работа делалась.
С какими конфликтами ты сталкивалась и как решала?
В команде не сталкивалась с конфликтами. Но я неконфликтный человек и не провоцирую.
А включая весь рабочий опыт, как ты сталкивалась с конфликтами? Как справлялась?
Не могу сказать, что у меня были конфликты. Последний конфликт был с работодателем, когда он говорил, что мой муж плохой человек. Но этот конфликт не касается профессиональной деятельности. Я просто прекратила разговор, не люблю тёрки и склонна сглаживать углы.
В чём для тебя сложность удалённой работы, с какими новыми сценариями ты столкнулась?
Я работаю удалённо три года. Начала, когда родился ребенок, и так и не вышла в офис. Работала на старого работодателя удаленно, потом с другими людьми. Также я писала статьи как внештатник. Главная сложность в том, что дома сложно сконцентрироваться. Пробую так и эдак: что-то срабатывает, что-то нет. Пока ребёнок в садик не ходил, было сложнее: он хочет внимания, а я работаю. С садиком лучше, но по-прежнему велико искушение отвлечься.
Мне помог фиксированный рабочий день. Я отвожу ребенка в садик, возвращаюсь, завтракаю и сажусь работать. Работаю час-два и делаю перерыв. Потом снова сажусь и работаю, пока не нужно забирать ребенка из садика. Когда я выделила себе 4−5 часов рабочего времени, стало проще. Плюс удалила с телефона все соцсети.
Ты используешь какие-то программы, органайзеры, чтобы как-то контролировать своё время?
Я всё время в поиске подходящего списка дел. Не могу найти того, что подойдёт идеально. Пока остановилась на рукописном списке в блокноте, но и это мне не совсем подходит. Для фиксированных мероприятий, вроде нашего интервью или выступления хора в садике, использую Гугл-календарь, где у нас с мужем настроен совместный доступ. Для списка дел пробовала Evernote, Wunderlist, Trello. Обычно мечусь между несколькими и пока не забывала ни о чём. Стараюсь всё записывать куда-нибудь.
Что такое фонд AdVita? Что ты там делала?
AdVita помогает раковым больным по всей стране из штаб-квартиры в Петербурге. Мы с мужем по возможности занимаемся благотворительностью. Пока жили в Санкт-Петербурге, муж ходил сдавать кровь, а я переводила деньги каждый месяц. Когда стали переезжать, у нас было много книг, не все я успела прочитать. Я устроила распродажу и все деньги перечислила в фонд AdVita. Получилось 12,5 тысяч. Это немного, люди и по 100 тысяч переводят. Но я счастлива, что и книги в хороших руках, и помогли кому-то.
Расскажи, как ты начала бегать? Что это для тебя в жизни?
Бег — мой главный психотерапевт в последние полтора года. Начала, когда переехали в Париж. Я всегда была физически слабым ребенком: астма, аллергия, вечное освобождение от физкультуры. Не верила, что смогу серьёзно заниматься спортом. А когда переехала, увидела что французские бабушки бегают по набережной Сены, решила попробовать. 9 недель следовала указаниям в программе Couch to 5k. Решила, если заболят колени, прекращу, пойду к врачу или в школу бега.
Хотела проверить, получится ли. Пока пробегала максимум 13 км, но в голове держу, что хочу полный марафон.
Это единственный вид спорта, в котором мне не приходится заставлять себя заниматься. Бегу с радостью, чтобы побыть наедине с собой.
Расскажи про эмиграцию во Францию. Почему ты решила переехать?
Нам с мужем всегда хотелось попробовать жить за границей, мы путешествовали по Европе. Думали о переезде ещё до рождения ребенка.
Когда муж понял, что в России у него мало перспектив для профессионального роста, мы решили попробовать. Его пригласили в Париж — мы подумали, что такой шанс может выпадать раз в жизни и переехали в марте 2017 года.
С какой сложностью ты столкнулась при переезде: с психологической, материальной?
Здесь всё дороже. Первое время цены переводила в рубли, и волосы шевелились на голове. Сложно, когда не говоришь на языке страны. Я учила в школе французский, немного в университете на курсы ходила, но между последним подходом в изучении языка и переездом прошло 6 лет. В итоге приехала практически с нулём. У мужа свободный английский, работа на английском, но ему тоже с нуля приходиться учить. До сих пор сложно. С учёбой и разными делами я не всегда нахожу время на занятия французским.
Потом ты начинаешь объясняться: кривовато, но тебя понимают. Это переломный момент: для бытовых нужд уже достаточно того, что есть, и трудно найти мотивацию продолжать. Когда закончится плотное обучение в школе, продолжу с французским.
Еще одна сложность — круг общения. Мы быстро нашли знакомых. Это не заменяет общение с людьми, с которыми дружил годами. Но ребята отличные.
А ещё ты не понимаешь правил, как всё устроено, даже если знаешь язык.
Какие правила?
Например, с французами нельзя дважды здороваться. Здороваешься с охранником в садике утром, и, когда через три часа приходишь забирать ребенка, важно сказать не bonjour, а rebonjour, то есть «здравствуйте ещё раз». Здороваться дважды — грубо.
В чём разница менталитетов?
Французы очень вежливые. В России мне говорят, что это неискренне. Но если это таксист или продавец в булочной, с которым нужно общаться две минуты, я предпочту, чтобы он был неискренне вежливым. Потому что когда в России на меня рявкает кассир — это неприятно.
Они меньше рассказывают о проблемах, переживаниях, меньше откровенничают. Ответ на вопрос «как дела?» никому не важен — нужно ответить, что всё хорошо. Может быть, это потому что у нас нет здесь близких друзей-французов. Хочется верить, что между собой у них более тесные отношения.
Здесь нормально, когда ты впервые видишь человека и он при встрече тебя целует в щеки. В Париже целуются дважды, а на юге Франции можно рассчитывать и на шесть поцелуев. При всей закрытости они обнимаются и целуются при встрече с малознакомыми людьми, а в кафе сидят плечом к плечу с незнакомцами.
Что бы ты посоветовала человеку, который хочет куда-то переехать? Как относиться к переезду? Что сделать?
Понять, зачем едешь. У многих сейчас настроение «пора валить». У меня тоже так было, но переехала с другой мотивацией — чтобы пожить. Так больше пространства для манёвра. Потому что если сказать взрослому человеку, у которого есть жилье, друзья, работа, собака, что он переезжает в другую страну и больше не вернется — это введёт в дичайший стресс. Поэтому правильно дать себе срок на то, чтобы передумать.
Когда мы приехали, муж был в ужасе от того, как французы говорят по-английски. Говорил: «Уезжаем, это невозможно. Они меня не понимают, я их не понимаю». Решили пожить год и снова обсудить. В наше время не бывает, что уезжаешь без возможности вернуться, но лучше оговорить эту возможность в начале.
Ещё полезно читать людей, переехавших в ту же страну. Не стесняться задавать вопросы и просить о помощи. Брать с собой меньше вещей, заранее учить язык.
А как ты узнала о Школе редакторов?
Я узнала о ней, пока работала в журнале: нашла glvrd.ru и проверяла там свои статьи. Казалось, это вершина редакторского мастерства. Однажды зашла на сайт бюро, увидела, что есть школа. Хотела попросить руководство меня отправить туда, но такое не практиковалось, и я подумала, что сама когда-нибудь пойду. Держала это в голове, читала выпускников, а когда ребёнок пошёл в садик, поговорила с мужем и пошла учиться. Мне было важно, чтобы он меня поддержал и не было обид, что я много занимаюсь и уделяю мало времени семье.
Что ты хотела получить от школы?
Хотелось погрузиться в тусовку. Плюс я училась всему сама и хотела систематизировать знания, научиться вещам, которых не знаю. Для меня это журфак, которого у меня никогда не было. Даже лучше.
Что изменилось в тебе?
Я стала больше мыслить продуктом. Раньше писала текст, а потом форматировала. Сейчас сразу делаю работу в Редимаге. И раньше я думала, что дизайнеры бездушно относятся к тексту. Например, ставят в подписи случайные сочетания букв, чтобы показать нужную длину будущей подписи. Сейчас я сама так делаю. Мне важно, чтобы текст хорошо смотрелся. Для меня подход новый: внимательнее подбираю иллюстрации, подписи. Вёрстка и дизайн для меня в новинку, никогда этим не занималась, а оказалось интересно.
Я пошла в школу, чтобы погрузиться в новые для себя темы. Про интерфейсы раньше ничего не слышала, могла только поправить формулировки надписей на кнопках. А оказалось, ещё много нужно изучить и это пригодится в работе. И мне нравится подход Максима, что надо делать продукт, а не просто текст. У меня сейчас обучение на это нацелено.
Посоветуй книгу.
«Лучше совершенства» Элизабет Ламбардо. Она про перфекционизм, который меня в жизни тормозит. У меня он идёт рука об руку с прокрастинацией. Эта книга построена на упражнениях, помогает начать делать. Сделанное — лучше идеального.
С какими иллюзиями ты рассталась за последний год?
Что мне мир что-то должен. Повлиял переезд и близость тридцатилетия. Ты понимаешь, что не так интересен миру, как думаешь. И это даже хорошо, что тебе никто ничего не должен. Если что-то хочешь, должен делать это сам.