О том, как не бояться менять специальность, учиться там, где хочется, и выстраивать личный учебный путь — в интервью со студентом Школы редакторов.
После бакалавриата в СПБГУ Аня уехала на два года учиться в Барселону, сменила специальность, успела получить работу в «Яндексе» и X5 Retail Group, а теперь поступила в Школу редакторов.
Как ты думаешь, образование — ключевая история становления профессионала?
Уверена, что образование бывает разное. Высшее образование ради галочки для меня — очень странно, но когда учёба в удовольствие и точечно соответствует интересам — это здорово.
Я из Петербурга и училась на экономическом факультете СПБГУ. На втором курсе поняла, экономика — не моё. После выпуска два года жила в Барселоне, отучилась в магистратуре по специальности «Коммуникации и маркетинг будущего» (Communications & Future Marketing). Вместе с учёбой подошла к концу свободная жизнь без масок и социальной дистанции — у нас закончилась виза и начался коронавирус. И вот я снова в Питере, в Школе редакторов.
А как ты попала в Барселону?
Очень хотела попробовать поучиться не в России, выбраться в другую среду. Планировала поехать в Берлин, но быстрее получилось в Барселону: я нашла магистерский курс в бизнес-школе Global Business School of Barcelona. Для поступления нужно было хорошо сдать IELTS, собрать рекомендации из университета и с работы, написать мотивационные письма и сдать несложный входной экзамен с базой по маркетингу. Я получила обычную студенческую визу через университет, без классной истории про гранты и поддержку.
Главная фишка школы была в многообразии национальностей среди преподавателей и студентов. Я училась вместе с венесуэльцами, канадцами, чехами и мальтийцами. Педагоги были тоже со всего мира: проджект-менеджмент вел владелец сети морожениц по всему миру из Кюрасао, инновации — пожилой британец, а продвижение через опыт — мексиканец.
Это был интересный опыт — пообщаться с людьми из других стран, профессорами из Европы и Штатов. Мы поехали с парнем и собакой, учились в разных универах, снимали небольшую квартиру близко к центру.
А чему конкретно учили?
Маркетингу и пиару. Одна из моих преподавательниц владеет компанией, которая разрабатывает компьютерные симуляторы стартапов — что-то вроде Dungeon and Dragons для продакт-менеджеров, маркетологов и финансистов. Некоторые компании используют их для найма новых сотрудников. У тебя есть начальный капитал и надо его не потерять, при этом наращивая объём стартапа.
Ни один из преподавателей не был типичным университетским работником: все пришли из реальных компаний, поэтому на занятиях мы в основном разбирали кейсы из практики.
Предмет «Гибкие методы разработки продукта» (Agile, Scrum и пр.) преподавал скрам-мастер из крупного испанского стартапа. На занятиях мы рассматривали практические примеры и по аналогии делали свои проекты, например, организацию свадьбы по принципам скрама. На финансовых предметах анализировали годовые отчёты компаний с прицелом на инвестиции в них. Делали СММ-стратегию для жевательной резинки Hubba Bubba. А диплом я писала по теме цифровой трансформации в лакокрасочном бизнесе.
Ни один из преподавателей не был типичным университетским работником, поэтому на занятиях мы разбирали кейсы из практики
Принципы образования в испанской бизнес-школе отличаются от университета?
Конечно, это два принципиально разных формата. Я училась на бакалавриате в классическом универе СПБГУ, а бизнес-школа, наоборот, едва ли вписывалась в формат вышки. У нас почти не было лекций, все уроки проходили в формате практик-семинаров. С преподавателями мы общались на равных: обсуждали с 60-летним британцем сестер Кардашьян и угорали над тупыми видосами на ютубе с преподом по этике, открытым геем и очень крутым корпоративным юристом.
В России тоже есть нормальные университеты, работающие по вполне западным форматам: Британка, Европейский университет, Шанинка и Высшая школа экономики.
Как проходила адаптация в новой стране?
В начале оказалось психологически очень тяжело — мощный стресс из-за того, что надо было с нуля обустраивать быт и общение. Но я переехала с парнем и собакой, поэтому было проще. Через пару месяцев стало классно — Барселона оказалась небольшим городом, понятным и дружелюбным. Я приезжала в Питер, а друзья и родители приезжали иногда к нам.
Мы довольно много платили за нашу 35-метровую квартиру, больше чем за 85-метровую в Питере, зато еда и вино стоили примерно столько же, но были гораздо качественнее. В Барселоне у нас было ощущение максимальной свободы. Всем пофиг на то, как ты ведёшь себя и выглядишь — там очень интернациональная тусовка. Для меня это был крутой опыт, хотя изначально я возлагала не слишком много надежд на эту поездку. Эта поездка дала мне понять, что я вполне готова эмигрировать, чтобы ощущать эту разницу постоянно.
Мой парень благодаря университету нашёл отличную работу. Он учился на курсе по предпринимательству в сфере новых технологий (High Tech Entrepreneurship). А сейчас работает продакт-менеджером в крупной международной компании.
Был языковой барьер?
В магистратуре обучение было полностью на английском языке. Но как только я приехала в Барсу, пошла на курсы испанского — мне было важно знать язык на базовом уровне. За четыре месяца выучила язык до уровня «могу поддержать несложную беседу, сходить на рынок и разобраться с документами в МФЦ». Но мне проще понимать, чем говорить. К людям, которые хотя бы пытаются говорить на каталонском или испанском, у местных совсем другое отношение — более дружелюбное и открытое.
Почему вернулась домой?
Заканчивалась виза, а карантин — нет. Когда началась пандемия, нас закрыли дома, и я целыми днями сидела в квартире. Можно было выходить только в ближайшую аптеку, супермаркет и с собакой, но в радиусе 100 метров от дома. Нарушитель рисковал заплатить штраф в 500 евро. Чтобы уехать подальше от дома, нужно было оформлять справку.
Мы ждали до последнего, пока МИД России не начал рассылать эсэмэски о том, что вот-вот начнутся последние вывозные рейсы из Мадрида. Спешно собрались, оставили квартиру, уехали на пустом поезде в Мадрид и вылетели в Россию.
А как с работой обстоят дела?
Я работаю с третьего курса. Начала заниматься СММ, брала мелких заказчиков, училась в «Нетологии». Работала в агентстве Easy Digital, в штате винного дистрибьютора «Альта Вина». Закончила школу сомелье и, пока работала у дистрибьюторов, писала статьи на фрилансе, в Т—Ж, «Ресторейтинг», «Ями-Ями».
В стартап «Собака-гуляка» я пришла как СММ-специалист, когда была уже в Барселоне, и вышла оттуда контент-хедом. Как бывает в стартапах, делала всё: писала бот в Телеграм, рассылки и пресс-релизы, монтировала видео. Разрабатывала тексты для техподдержки, внутренние методички. Как-то раз написала текст в Т—Ж и для них же делала большую подборку ресторанов в Барселоне, но из-за коронавируса проект поставили на паузу.
Как изменило отношение к работе обучение в европейской магистратуре?
В целом, опыт стартап-симуляций помог не бояться брать много разных задач и вытаскивать их. Я год проработала над проектом коворкинга в маленькой команде. Приходилось многие решения брать на себя: от выбора цвета мебели до каналов рекламы и наполнения сайта. В начале мая коворкинг открылся, и я вышла из проекта. Теперь 100% рабочего времени пишу и редактирую.
Это все твои проекты сейчас?
Сейчас я работаю в «Яндексе» и чуть-чуть в «X5 Retail Group». Я откликнулась на вакансии, когда вернулась из Барселоны. В «Яндексе» выполнила тест и задание, прошла интервью. В «Х5 Retail Group» сделала тестовое и показала пару текстов. Думаю, среди других кандидатов меня выделило то, что я не поленилась пройти тест по русскому языку и нормально сделала тестовое задание. И ещё то, что на собеседовании сказала, что меня не смущают десятки раундов правок.
Кстати, практически всем работодателям нравится, если у автора есть опубликованные статьи в Т—Ж. Моя мечта — попасть туда на фултайм. По редактуре я читаю рассылку «Главреда», рассылку «Что почитать редактору», слушаю подкасты «Поредачим» и «Редач».
А что именно ты редачишь в «Яндексе?
Сейчас в «Яндексе» я занимаюсь двумя направления: прямыми коммуникациями в медиасервисах — пишу письма и пуши для «Музыки», «Кинопоиска», «Плюса», а также текстами для «Инвестиций». Это мой основной проект. Иногда пишу тексты для других сервисов.
В «Яндекс.Инвестициях» помогает экономическое образование?
Косвенно. И экономический факультет, и финансовые курсы магистратуры помогают в работе. В основном тем, что это база, которая позволяет нормально читать источники — литературу и зарубежные материалы, анализировать законодательство и поправки к нему.
Какие ещё проекты ведёшь?
В X5 я недавно начала писать тексты для их нового медиа про еду. Веду другие мини-проекты — СММ для ресторанов знакомых. Но самый интересный, конечно, «Яндекс», потому что приходится все время учиться новым штукам, про которые пишу.
Обычно я ищу вакансии на сайтах компаний, в которых хотела бы работать. Пишу, почему хочу работать в этой компании, что мне у них нравится или не нравится и чем могу быть полезна. Прикладываю ссылки на тексты. Периодически захожу на страницу с вакансиями в «Тинькофф», «Яндекс», «Кухня на районе», КБ «Палиндром». Ещё я подписана на несколько Телеграм-каналов, где есть подходящие мне вакансии.
Ищу вакансии на сайтах компаний, в которых хотела бы работать
Зачем тебе школа с таким опытом?
У меня не очень-то мощный бэкграунд, на мой взгляд. Мой редакторский минимум на данный момент — большой опыт работы с хреновыми текстами первые три года в СММ. Потом пришло осознание, что не обязательно всё должно быть так плохо. А дальше — курсы, блоги и книги.
Я многое делаю интуитивно, у меня много пробелов в знаниях. В Школу редакторов я пришла, чтобы всё разложить по полочкам, а особое внимание уделить вёрстке и типографике — у меня с этим большие сложности.
Для меня важен рейтинг среди студентов, потому что я очень хочу на вторую ступень, но периодически сдаю тесты не очень хорошо. На мой взгляд, первая ступень очень обезличенная, но даёт возможность разобраться в матчасти. Посмотрим, получится ли пройти дальше и смогу ли я совмещать учёбу с работой.
А если школа не даст тех знаний, на которые рассчитываешь?
Если окажется, что я возложила слишком большие ожидания на Школу редакторов, ничего страшного не произойдёт. Я спокойно отношусь к несбывшимся надеждам.
Хочешь ещё где-то учиться после школы?
До Школы редакторов я прошла несколько других курсов по редактуре. И думаю, что хотела бы поучиться ещё в контексте фундаментального образования. Мне кажется интересной программа «Современная журналистика» в Европейском университете в Санкт-Петербурге. Или потом подберу что-то ещё в Европе, например, в том же Берлине.
В целом учёба — это твой личный пунктик, фан, дополнение к работе, хобби?
Да нет, учёба — просто способ прокачиваться в разных областях, расширять кругозор и список контактов. У меня нет тяги к перфекционизму, я училась, как училась. У меня даже в первом классе начальной школы были не все пятёрки. Школу я закончила с двумя четвёрками, экономический факультет — с парой троек, в магистратуре за экзамены у меня в основном были 4+ и 4 (В и С), немного пятёрок (A) и парочка трояков (D).
Учёба — просто способ прокачиваться в разных областях, расширять кругозор и список контактов
Учёбу выбирать под работу или работу подбирать под учёбу? Как думаешь?
В 17 лет сложно угадать, чем реально захочешь заниматься в жизни, поэтому многие сначала выбирают наугад университет, учатся. И разочаровываются либо ещё в процессе учёбы, либо когда начинают работать по профессии. Тогда уже перепрофилируются и учатся тому, что нравится. Не все, конечно, но у меня именно так и было. Поэтому я выбираю скорее учёбу под работу.