Яна Дворецкая

Яна Дворецкая Надо двигаться из любопытства

UX-редактор и писатель о переходе из редактуры в писательство, совместимости художественного и информационного стиля и отношении к критике.

Интервью с Яной Дворецкой от 15-го марта 2021-го года.

Ты создатель проектов «Дайджест копирайтера» и «Рассылка Яны Дворецкой». Что с ними сейчас?

«Рассылка Яны Дворецкой» началась раньше дайджеста, а затем появился канал, который я вела параллельно с обучением в бюро. В «Дайджест копирайтера» я два года собирала материалы по продуктовой редактуре и медиа. Это были подборки, чтобы «накачать» себя знаниями.

Дайджест я продала в 2023 году. Сейчас он существует без меня. Я переходила из продуктовой редактуры в писательство, обучалась на курсах и не могла много времени уделять каналу. Интерес пропал, я отдалилась. А когда человеку неинтересно — он вкладывает в дело всё меньше своей энергии, и на канале это отражается.

Изначально канал мне помогала вести редактор Лиза Кулачкова: мы вместе занимались подборками, она брала интервью. Когда я собралась продавать канал, Лиза захотела его купить. Я считаю, что мне повезло: передать канал в руки человеку, который так много для него уже сделал. Под её руководством канал изменился в лучшую сторону. Вырос и визуально стал круче. Сейчас у Лизы уже своя команда авторов, с которыми она развивает дайджест.

На своей странице «Вконтакте» я делюсь публикациями в журналах, рассказами и всякими апдейтами по моей литературной жизни.

Почему не пошла на вторую ступень?

К окончанию первой ступени я уже работала редактором. Тогда жадно бралась за все проекты, и задач стало очень много. Помимо основной работы было две дополнительных, а ещё бюро, учёба на UX-писателя и маленький ребёнок. В какой-то момент редактуры и головной боли стало так много, что вместо таблеток невролог посоветовал просто отдохнуть. Так я отказалась от двух работ и поняла, что практики хватит без второй ступени.

Сейчас развиваешься в другой сфере — пишешь рассказы и романы. Как пришла к этому направлению?

Я начала придумывать стихи и писать рассказы с детства. В 11 лет написала историю про семью и смастерила книгу.

Первую «взрослую» книгу я написала в декрете, после работы в банке. Это был негативный опыт. Написала, не перечитала, запостила на платформе Ridero. Книга пять лет «провисела» там, кто-то даже её покупал. Помню, что писала её «на коленке», ничего не знала про писательскую технику, имена героев путались, Сергей превращался в Михаила, и всё в таком духе. Книгу с платформы попросила снять. Польза в этом провале была — я поняла, что люблю работать с текстом. Так пришла в продуктовую редактуру.

Работала продуктовым редактором, UX-писателем, руководителем контент-команд. Это всегда были клёвые компании, мне везло с коллективами и с проектами. Ко второму декрету я поняла, что устала от этого образа жизни — особенно от частых созвонов. Не хватало времени на увлечения, семью, друзей. Решила это изменить. Уволилась, больше гуляла и работала на фрилансе.

Первое время вела проекты с прошлой работы, для Skyeng, но захотелось сделать что-то своё, где смогу больше себя выразить. Так вернулась к писательству, но уже через литературные курсы.

Хочу написать книгу, которая у меня не получилась в первый раз. Сейчас идея сильно трансформировалась. Я спланировала сюжет и героев, применяю знания с курсов. На ближайшее время писательство — это мой стартап, которым хочу заниматься.

Ты сказала «Сделать что-то, где смогу больше себя выразить». Если человек хочет самовыражаться, ему лучше становиться писателем, а не редактором?

Для самореализации необязательно делать выбор в пользу работы на себя. В редактуре, в команде можно найти возможности и необходимую долю свободы. Например, взять на себя какую-нибудь инициативу.

В прошлом я создавала отделы, разрабатывала гайды, придумывала с нуля продукты. Сейчас я просто пробую что-то новое, беру на себя больше ответственности. Нельзя сказать, что до этого я никак не самовыражалась. Конечно, я была ограничена задачами и видением руководителей, но лишь до некоторой степени.

В писательстве творческой свободы больше, чем в редактуре, но и рисков больше. Редактору платят зарплату, писателю нет. Есть огромная вероятность, что писатель ничего не получит за свой труд. Это похоже на предпринимательство. Раньше я не была готова к такому риску ни морально, ни финансово. Сейчас появились такие возможности.

Путь писателя не такой гладкий, как может показаться на первый взгляд

Писательство подходит тем, кто хочет свободный график, а не работать в бесконечных созвонах и с ранними подъёмами?

Думаю, кто хочет свободный график, найдёт способы обустроить свою профессиональную деятельность, кроме как писать книги. Например, можно успешно работать на фрилансе, принципиально не созваниваясь и решая всё в переписке.

Писательство — слишком рискованная деятельность в плане дохода. Я не считаю, что на литературе нельзя заработать, но частично согласна с этим: точно не всем повезёт зарабатывать на своих книгах. Так что, думаю, не совсем корректно ставить писательство в ряд с другими работами.

Писательство — слишком рискованная деятельность в плане дохода

Можно ли уходить в писательство, не имея другого стабильного источника дохода? Почему?

Писательство — не совсем работа. Книги могут продаваться, а могут не продаваться. Это ненадёжно. Обычно писатели выбирают себе работу, которая не мешает их писательским амбициям. Например, Харпер Ли работала продавцом авиабилетов. В общем, стоит выбрать что-то такое, что не сильно напрягает голову, оставляет силы на главное.

Есть писатели, которые живут только за счёт своих книг и преподавания писательского мастерства. Но их гораздо меньше, поэтому ориентироваться на них не стоит.

Сейчас у меня есть поддержка мужа и подходящий, благоприятный период в жизни, и я этим пользуюсь. Что будет завтра, я не знаю. Может случиться так, что однажды я буду совмещать написание книг с другой деятельностью.

Нет Да
Уходить в писательство без другого источника дохода Уходить в писательство, имея стабильный источник дохода

Какие курсы ты проходила?

Я проходила два курса прозы в Band — обычный и продвинутый. Также два курса по литературной редактуре, курс прозы Creative Writing School. Зачастую курсы шли параллельно, а я не пропускала ни одного задания.

На курсе от Creative Writing School я вошла в шорт-лист со своим рассказом, который опубликуют весной в альманахе «Пашня». На курсе от Band также попала в шорт-лист, рассказ уже опубликован в журнале «Юность».

А как попасть в литературный журнал начинающему автору?

Кругов ада нужно пройти много. Здесь не так много изданий, сколько можно найти в диджитале. К тому же за публикации в медиа автору платят. Начинающий писатель пишет бесплатно, а на письма может не получить ответ. Даже спустя несколько недель или месяцев.

Список журналов, куда можно попасть, мне дали на курсе. Это «Юность», «Новый мир», «Знамя» и «Дружба народов». Это одни из самых популярных журналов для авторов. Читала в литературных чатах, что это редкость, если писателю отвечают из такого журнала и публикуют текст.

Я вижу, что делают другие авторы. Они отправляют тексты и ждут, а нужно отправлять, отправлять, отправлять. Повышать количество попыток, тогда будет не так больно получать отказы (но больно будет всё равно).

Я рекомендую пробовать публиковаться через курсы. Плюс этого способа — писателю напрямую говорят, если его работу нужно местами доработать или переписывать полностью: менять идею, стиль написания и так далее. Сразу отвечают, если текст берут в журнал.

Конкурс на курсе большой, но этот способ действеннее, чем стучаться в журналы самому. Например, у меня на продвинутом уровне 50 участников, а на базовом уровне — 100. Из работ этих участников будут выбирать лучших.

О чём твои рассказы? Как выбираешь темы?

У меня сформировалась главная тема — дисфункциональные отношения в семье и паре. Это про токсичность и абьюз со стороны работы, родителей, партнёров. Я много читаю психологическую литературу, поэтому идея моего романа затрагивает отношения между партнёрами, родителями и детьми. Эти темы мне интересно исследовать, я ставлю сама себе вопросы и ищу ответы.

Мои рассказы ситуативные. Новый рассказ — новая тема и проблема, где герой выходит из ситуации, спасается. Я взяла те темы, где у меня самой возникали проблемы, и пишу о них, разбираю их.

Детектив — вторая книга, которую пишу. Я начала работать над ним, чтобы переключиться с тяжелой темы отношений.

Максим Ильяхов учит информационному стилю. К художественному тексту можно применять эти советы?

Современная литература изменяется вслед за читателем. Мы живём в режиме жёсткого информационного перегруза, поэтому большинству читателей теперь хочется более ёмкую по смыслу литературу, чтобы не приходилось пробираться сквозь леса предложений. В художественной прозе, мне кажется, сейчас так же, поэтому какая-то степень «подсушивания» должна существовать.

Какая-то степень «подсушивания» должна существовать

У литературной критики богатое прошлое. Какими писателями ты вдохновляешься?

Сильно повлияли на мой стиль и вдохновили: Владимир Набоков с его «Лолитой» и «Камерой обскура», Сергей Довлатов и Чарльз Буковски. Татьяна Толстая и её «Лёгкие миры». Евгений Водолазкин и Елена Посвятовская. По психологии читаю Джеймса Холлиса, Шахиды Араби, Анастасию Долганову.

Есть список книг, которые считаю наиболее полезными для литературного мастерства.

  • Юрген Вольф «Литературный мастер-класс. Учитесь у Толстого, Чехова, Диккенса, Хемингуэя и многих других современных и классических авторов».
  • Уилл Сторр. «Внутренний рассказчик. Как наука о мозге помогает сочинять захватывающие истории».
  • Джулия Кэмерон «Путь художника» и «Право писать».
  • Джон Труби. «Анатомия истории. 22 шага к созданию успешного сценария».
  • Кэти Уэйланд. «Архитектура сюжета. Как создать запоминающуюся историю» и «Создание арки персонажа. Секреты сценарного мастерства: единство структуры, сюжета и героя».

Эти книги дают базу для написания художественных произведений.

Обратная сторона писательского успеха — критика. Как часто с ней сталкиваешься и как справляешься со стрессом, который она вызывает?

С критикой сталкиваться сложно всем. Отгрузка правок — всегда стресс. Я пришла из редакции и была готова к правкам. Сейчас сталкиваюсь с критикой преподавателей. Получаю комментарии и сначала не смотрю рецензию. Вставляю комментарий в документ с рассказом, закрываю файл и возвращаюсь к нему через две недели, когда уже легче воспринимать правки и дорабатывать их. К этому моменту эмоции обычно проходят, и можно взять что-то из правок для доработки.

На курсах преподаватели отмечают, что наши произведения издадут, к критике подключатся другие критики и читатели с комментариями «Что за муть?» Надеюсь, что к этому моменту я духовно вырасту, и мне будет легче это воспринимать. Но критика — это всегда больно.

Ещё хуже критики — самокритика. Из-за внутренних цензоров люди закрывают в себе талант к копирайтингу, редактуре и писательству. Литературу пишут не Боги, а обычные люди, которые себе это позволили.

Из-за внутренних цензоров люди закрывают в себе талант к копирайтингу, редактуре и писательству

Как писателю понять, что критика конструктивна? Если в редактуре есть объективное мерило — полезное действие, то в литературе — интересно или неинтересно. Но ведь понятие «интересно» для всех разное?

Я скажу больше: кажется, и в редактуре нет объективного мерила. Это то, что я поняла со временем.

Хочется верить, что кто-то знает, как правильно. Скажет это нам, и мы не сделаем ошибку. Но этот мир так устроен, что без ошибок пройти по своему пути нельзя, ко всему подготовиться невозможно.

Критика полезна, если вы видите, что после исправлений стало лучше. Вы сами видите, а не вас убедили.

Нельзя написать роман и быть уверенным, что он многим придётся по душе. Но можно написать с удовольствием, с интересом, и потом посмотреть, что будет. Это любопытно. Нельзя узнать заранее, что с нами приключится на жизненном пути, пока мы не сделаем шаги. Надо двигаться из любопытства.

Литература в этом плане очень похожа на жизнь. Человек обязательно кому-то не понравится, его будут критиковать, и ничего с этим не поделать. Конечно, можно извлечь пользу из критики, прислушаться к преподавателям, но важно и  В этом знать меру.

Реальный мир — не сказка. Писатели сталкиваются с разными трудностями

Поговорим про писательский успех. Что это для тебя?

Успех = издаваться. Для любого писателя, как и для меня. Планирую издаваться, а не писать «в стол». Написание книги я воспринимаю как свою новую профессию, как стартап, поэтому настроена публиковать свои книги, участвовать и побеждать в конкурсах.

Воспринимаю новую профессию, как стартап

Издать книги — цель, но эта цель — ничто без одного важного компонента. Без наслаждения процессом. Когда я начинала, хотела потешить своё эго. Пришла с литературу с таким же нахрапом, с мыслью: «Сейчас я тут как напишу что-нибудь гениальное, будет у меня миллион подписчиков, все будут меня читать».

Сейчас для меня писательский успех — это процесс. Если я в течение дня работала над текстом и ощутила кайф и удовольствие, значит, делаю всё правильно. Ещё перестала гнаться. Раньше ставила себе цель писать главу в неделю. Потом главу в две недели. Сейчас пришла к тому, что пишу столько, сколько мне нужно. Буду возвращаться к главе, редактировать её и переписывать, пока не понравится. Сроков у меня нет, я ищу в этом удовольствие.

Какие планы на писательское будущее?

Писательство — это мой творческий стартап, я работаю регулярно и планомерно, по пять часов в день. Я создала для себя информационный вакуум, ушла от публичности, удалила личный канал и погрузилась в литературу. В этом году планирую продолжить работу над своими произведениями в этом спокойном режиме. Заканчиваю обучение на курсах, основную информацию получила, поэтому пора прекратить учёбу и начать «плыть». Надеюсь за следующий год дописать книги. После этого начнётся работа с литературным редактором, поиск агента и издание.