Создатель «русского Behance» рассказал, как начинающему дизайнеру найти работу, где получать дизайнерские награды и на что сделать упор в портфолио, чтобы стать на голову выше коллег по цеху.
Виктор Рындин — руководитель компании Wemakefab и сооснователь Dprofile.
Wemakefab дизайнят и разрабатывают мобильные приложения, интернет-магазины и порталы. В «Рейтинге Рунета» они № 1 среди веб-дизайн студий Санкт-Петербурга, по России входят в тройку лучших.
Dprofile — площадка для дизайнеров, работодателей и онлайн-школ. На ней 27 тысяч пользователей публикуют портфолио, получают награды, встречаются на мероприятиях по всей России.
Как родилась идея создать Dprofile?
Мы начали создавать Dprofile в марте 2022. В тот момент российских дизайнеров стали «отменять» на международных сервисах, не пускать на международные конкурсы. CSS Design Awards, Awwwards, Behance перестали награждать российских авторов, Vimeo запретила публиковать видеоролики. Сервисы, которые дизайнеры использовали для продвижения услуг и хранения портфолио, стали недоступны. И мы решили создать продукт для дизайнеров в России — онлайн-площадку, где они смогут хранить работы, находить заказы, общаться и получать награды.
Расскажи подробнее про Dprofile. Кому нужен ваш сервис и зачем?
Dprofile — площадка для дизайнеров, клиентов и диджитал-агентств. Она постоянно развивается, чтобы каждая аудитория эффективно решала свои задачи.
Дизайнеры
- — создают портфолио и презентуют себя;
- — увеличивают насмотренность, анализируя работы лучших;
- — обмениваются опытом и прокачивают личный бренд.
Заказчики
- — находят исполнителей с релевантным портфолио;
- — получают объективный взгляд на отечественный рынок;
- — решают бизнес-задачи на удобной российской площадке.
Представители диджитал-рынка — агентства и онлайн-школы
- — продвигаются на безопасной отечественной площадке;
- — вливаются в дружелюбное комьюнити новичков и опытных специалистов;
- — используют прозрачные рейтинговые механики.
Вас часто сравнивают с Behance. Верно ли, что Dprofile — это российский аналог международной площадки?
Нет, это нечто гораздо большее. Конечно, дизайнерам хорошо быть причастными к общемировому рынку. Повышать насмотренность, анализировать лучшие мировые практики, получать ачивки. Но проблема международных платформ в том, что на них нет привязки к локальным потребностям бизнеса. Дизайнеру там сложно понять, что нужно российскому бизнесмену, а бизнесмену — найти хорошего дизайнера под свои локальные задачи.
Мы поняли, что наша миссия не в создании цифрового продукта, а в развитии дизайн-сообщества, объединении российских дизайнеров, работодателей и дизайн-школ.
Многие дизайнеры, особенно начинающие, хотели бы свести общение к минимуму. Они избегают созвонов, а уж конференций и встреч — тем более. Ты думаешь, у дизайнеров есть неудовлетворенный спрос на общение?
Однозначно. За прошлый год только офлайн мы провели 35 мероприятий. На первое пришли 40 человек. Мы поняли, что тема интересна. Стали проводить лектории и воркшопы по всей России, их популярность растёт. Например, недавно провели четырёхдневный бесплатный дизайн-интенсив в Нижнем Новгороде, пришло 200 человек.
Раньше в России для дизайнеров было всего две большие конференции: «Дизайн-выходные» и Design prosmotr. «Дизайн-выходные» привлекают толпу народа, но проходят раз в год — а этого, конечно, мало. Design prosmotr — дорогая пафосная конференция, многим она не по карману. Туда приходят как на рок-концерт, посмотреть красивые картинки. Мы же строим комьюнити, внутри которого — общение, обмен опытом, возможность стать лидером мнений.
Ты сказал, что запрет на участие в международных конкурсах больно ударил по российским дизайнерам. Зачем вообще нужны награды и как их теперь получать?
Во-первых, награда — это отклик и признание, это приятно. А во-вторых, заказчики по большей части не разбираются в дизайне, не могут отличить хорошую работу от плохой. Награды помогают принять решение. Если у тебя синяя ленточка на Behance, значит, авторитетные люди признали твой профессионализм, тебе можно доверять.
Проблема в том, что на российском рынке нет аналогов Behance, Awwwards или CSS Design, где каждый может получить ачивку «сайт дня», «сайт месяца» и доказать заказчику, что качество его работ признают авторитетные эксперты и жюри. Сотни дизайнеров и тысячи работ сливаются в глазах заказчиков в одно пёстрое пятно.
В 2022, когда мы начинали, из дизайнерских конкурсов были только «Рейтинг Рунета» и Tagline Awards. Это конкурсы для агентств и студий — фрилансерам туда не попасть. Сейчас появился Workspace Digital Awards, но он тоже для агентств. У дизайнера-фрилансера есть только два варианта: наш Dprofile и Tilda Experts, если делаешь сайты на «Тильде».
Часто дизайнерские награды получают авангардные и даже откровенно кринжовые работы. Их в реальной жизни не применить. Если клиент не даёт сделать что-то по-настоящему оригинальное, наград не видать?
Разные конкурсы ориентированы на разные истории. Например, есть фестиваль креативных индустрий G8. Там награждают именно за креатив: летающие промо, 3-дэшки. Мы туда подавали свои онлайн-сервисы, и они там нафиг никому не нужны.
А есть Web Design Awards. Он говорит прямо: «Нам не интересен визуальный жир». Там смотрят, как описан кейс с точки зрения маркетинга, какие результаты получил заказчик, есть ли оцифрованные KPI.
За что можно получить награду на Dprofile?
«Лучшее на Dprofile» получают выдающиеся проекты с хорошей подачей и бизнес-результатами. Есть награды внутри категорий: за лучший брендинг, лучшую графику, лучший UI.
Выиграть может и опытный дизайнер, и начинающий специалист. Время от времени ачивки Dprofile получают учащиеся дизайн-школ.
Новички в дизайне часто жалуются, что джунов никто не берёт на работу. Это правда?
Это правда лишь отчасти. Их не берут не потому, что они джуны, а потому что многие джуны не понимают, зачем приходят в профессию. Они не умеют мыслить категориями бизнес-задач, не представляют, сколько они стоят и как быстро будут расти. Вчерашние выпускники хотят сразу получать 120 тысяч и через год стать сеньорами. Когда мы пытались найти себе джунов, на 600 откликов можно было по пальцам пересчитать кандидатов, которые адекватно оценивают себя.
Как на уровне отклика оценить адекватность?
Тут всё стандартно: нормально заполненное резюме и портфолио. Многие даже не удосуживаются оформить свои кейсы! Или хранят их в ПДФ, в папках на файлообменниках, где их и не рассмотреть толком.
Один раз мне пришло такое письмо: «Здравствуйте! Я очень хочу работать в вашей компании, вы делаете крутые проекты, у вас такие известные клиенты, я так проникся и так обожаю вашу культуру…» Конечно, приятно такие истории про себя читать! Я растаял. А потом заметил, что в ответ на это письмо приходят какие-то странные сообщения а-ля «ха-ха, кто в итоге такой крутой-то?!!»
Оказалось, этот парень написал шаблон, поставил в копию 30 фаундеров ведущих агентств и даже не скрыл получателей. А ведь агентский мир тесен, все друг друга знают. Вместо приглашений на собеседование ему посыпались шутки или советы сначала научиться пользоваться почтой, а уж потом искать работу. Это была смешная переписка. Для всех, кроме автора.
Стоит ли выдумывать кейсы для портфолио? Когда дизайнер сам себе придумывает задачу и реализует её.
Я больше скажу: даже многие агентства так делают. В этом нет ничего плохого. Особенно если объяснить, какая была бизнес-задача и как дизайнер её решал.
Советую посмотреть открытые тендеры, изучить настоящие ТЗ. Это будет реальный заказчик с реальной болью. Можно нарисовать полезную работу и положить её в портфолио.
Некоторые допускают ошибку: рисуют концепт сайта для Apple. Это, конечно, прикольно, но не решает никакую бизнес-задачу и не показывает твой скилл. Для Apple каждый нарисовать может — ты иди нарисуй магазин нижнего белья «Анастасия» в Ульяновске. Не круто? Зато на такой кейс придут релевантные заказчики.
Посоветуй, какие кейсы стоит добавлять в портфолио.
Начинающие специалисты часто тянут с публикацией портфолио, ждут кейсов уровня Apple. Это критическая ошибка, которая мешает расти. На любой уровень специалиста найдётся заказчик. Не всем нужны звёзды. Кому-то нужно просто нарисовать нормальный баннер или визитку.
На любой уровень специалиста найдётся заказчик. Не всем нужны звёзды
Когда дизайнер вымучивает из себя лучший кейс, то рискует создать неоправданные ожидания. Заказчик придёт на этот лучший кейс, думая, что это усредненный результат. Дизайнер потом сделает нормальную по своим меркам работу, а заказчик разочаруется. Лучше как можно раньше опубликовать своё портфолио, не стесняться показывать даже слабые работы. Их всегда можно будет удалить, когда уровень вырастет. Но без этого не будет заказов, вы не сможете расти как профессионал.
По каким критериям клиенты оценивают портфолио?
Я общаюсь с менеджерами из ВК, МТС, Сбера, Яндекса, Авито. Они изучают портфолио и пытаются понять ход мыслей дизайнера, на что он опирался в своих решениях. Есть дизайнер, который рассуждает так: «Вот я так придумал, это красиво». У него в портфолио одни картинки. А есть дизайнер, который в портфолио рассказывает, как решал задачу с точки зрения логики.
Есть задача: сделать посадочную страницу медицинского центра. Решение раскладывается на логические блоки:
- Исследовать функциональные референсы конкурентов.
- Исследовать лучшие практики из схожих сфер.
- Собрать стилевые мудборды.
- Согласовать с заказчиком визуальный стиль.
- Сделать прототипирование структуры.
- Сделать дизайн.
В портфолио дизайнера заказчиков интересует процесс решения задачи, а не просто набор картинок. Плюс важно дать вводную о проекте. Ведь заказчик видит эти картинки впервые и не понимает, какая была задача. Почему сайт такой нежный и мимимишный? Так клиент попросил или дизайнер убедил? Брендинг был готовый или его дизайнер разработал? Возникают тысячи вопросов, и клёво, когда в кейсе уже есть ответы.
В портфолио дизайнера заказчиков интересует процесс решения задачи, а не набор картинок
Если у тебя два кандидата: один нарисовал что-то офигенное, но без комментариев, а другой прислал средненький дизайн, зато классно расписал бизнес-задачу и логику работы. Кого ты выберешь?
Зависит от контекста. Мы недавно искали дизайнера в пиар-отдел. Задача — оформлять кейсы агентства, вести соцсети. Специально искали человека с более сильным визуалом.
А была другая задача — сделать интерфейс для клиента, и там подразумевался прямой контакт с заказчиком. Мы, наоборот, искали человека, у которого визуалка, возможно, немножечко проседала, но зато он супер софт-скилловый, мог пойти навстречу, обосновать своё решение, договориться. И тем, и другим находится место.
В недавнем исследовании Dprofile и Skillbox для начинающих дизайнеров приняли участие 45 тысяч человек. Они ответили на ваши вопросы о старте карьеры, зарплате, профессиональном росте. Что вы выяснили? На каких дизайнеров сейчас наибольший спрос?
У рынка большой голод на продуктовых дизайнеров как инженеров. Мы хотим, чтобы на профессию дизайнера перестали смотреть как на каких-то креативщиков с синими волосами. Сейчас всё чаще дизайнер — это инженер. Конечно, нужно учитывать, что это визуальная профессия. Но перегибы — всегда плохо. Пока что в головах начинающих специалистов есть перегиб в креатив ради креатива.
У рынка большой голод на продуктовых дизайнеров как инженеров
Новички идут в профессию, мечтая о творчестве, креативе, самовыражении. А сталкиваются с рутиной, сложными переговорами, изнуряющими правками и необходимостью защищать каждую идею перед клиентами, которые мыслят категориями «нравится — не нравится».
Что делать, если опыта совсем мало?
Работать на опыт. Нормально первое время работать бесплатно или условно бесплатно, брать задачи для портфолио. Когда нет загрузки, оформляйте портфолио, прокачивайте соцсети, личный бренд. Если планируете получить профессию, создайте финансовую подушку не только на время обучения, но и ещё минимум на полгода, пока наберётесь минимального опыта.
А если уже 600 откликов отправил, но всё равно никуда не берут. Что делать?
Я люблю фриланс. Сразу после обучения — это отличный вариант. Сейчас многие развивают свои социальные сети, находят заказчиков с помощью портфолио на Dprofile или Behance. Некоторые находят партнёров и клиентов у нас на мероприятиях. Нужно понять, что лучше всего получается и делать это. Святого Грааля нет, нужно стабильно предпринимать какие-то действия в сторону цели.
Куда лучше идти: в агентство или инхаус?
Начинающим — в агентство. Инхаус — это такая дизайнерская пенсия. В агентстве большое разнообразие задач, не заржавеешь. Средний срок реализации одного проекта в агентстве — полгода-год. Сегодня рисуешь сайт для банка, завтра — кликер для СТС, послезавтра — баннер для рок-концерта.
Когда приходишь в продукт, высока вероятность, что тебя посадят на поддержку готовой дизайн-системы. Это скучная рутинная задача, она не развивает. Зато платят больше и есть фреш-бар на первом этаже.
Я всегда рассказываю на выступлениях, что стандартный эволюционный путь дизайнера — сначала фриланс, потом агентство, потом продукт. А дальше — менеджмент, арт-дирекшн, что больше нравится.
Инхаус — это дизайнерская пенсия
Какие тренды в дизайне ты советуешь учитывать начинающим специалистам?
Советую отталкиваться не от трендов, а от бизнес-задач клиента. Проблема многих выпускников школ дизайна в том, что они пытаются научиться работать с трендами. Получаются трендовые дизайны, которые новички воруют компонентами у более продвинутых авторов. Они совершенно не пригодны для решения бизнес-задач. Делают под копирку одно и то же. Мы это видим на своей платформе: многие студенты так делают и не понимают, что это путь в никуда.
А трендами все считают разное. Я назову какой-нибудь минимализм, другой дизайнер — активную 3D-графику. А я скажу, что она уже уходит. Оба будем правы. А тот самый салон белья в Ульяновске скажет: «Идите вы нафиг со своими 3D»! Они вообще не поймут эти ваши тренды. Им просто нужно решить задачу аккуратно.
Какой совет ты бы дал начинающим дизайнерам?
Будьте активны и не бойтесь выходить вовне. Мы потому и делаем очень большой акцент на офлайн-лекториях, что видим, как они помогают людям расти. Посетители общаются, встречаются, тренируются выступать, презентовать себя. Не бойтесь приходить на мероприятия, не бойтесь знакомиться. Это реально суперкрутой драйвер роста.