Успех бизнеса зависит от команды. Поэтому важно сформировать штат из правильных спецов, стремления которых совпадают с целями компании. Именно в этом глобальная задача HR BP. Бывшая HR «Нетологии» и «Фоксфорда» Татьяна Долгова рассказала, как проходит подбор команд, какие грин и рэд флаги есть у соискателей и почему важно писать понятно.
Расскажи, что делает HR BP?
Моя глобальная задача — это синхронизация команды с бизнесом, создание хорошей атмосферы и эффективной коммуникации в компании. Я отвечаю за все важные направления сразу: рекрутинг, адаптация, внутренние коммуникации, работа с документами. Я помогаю находить точки соприкосновения между целями человека и потребностями бизнеса.
Как ты пришла к тому, что занимаешься подбором команд?
Я начинала с «Нетологии» и «Фоксфорда». Это платформы онлайн-образования. «Нетология» рассчитана на взрослых, а «Фоксфорд» — на детей. Сейчас это уже большие компании с тысячами сотрудников. А когда я пришла туда работать в 2014 году, в штате было 27 или 37 человек. Я формировала основной костяк.
Мне нужно было не просто набрать сотрудников, а устроить всё так, чтобы эти люди остались в штате надолго. Я продумывала тренинги, мероприятия, чтобы человек приходил на работу и чувствовал, что компания заинтересована в его развитии. В какой-то момент у меня было так много разных задач, что на работе меня прозвали «HR-министр».
Так я проработала 9 лет. Затем сменилось руководство, компания выросла. Появился целый отдел HR, моя роль сузилась, и мне стало тесно. Я поняла, что снова хочу быть центром
Я хочу искать людей, когда это реально надо, а не когда это мой KPI
Теперь я почти полгода работаю в ИТ-стартапе. Наша команда быстро растёт, поэтому сейчас я сосредоточена на рекрутинге. Когда я пришла, здесь работало человек 15, а сейчас — 45. Также я отвечаю за мотивацию и атмосферу в коллективе. Я тот человек, который никого не стесняется: могу дать обратную связь руководству, и в то же время сотрудники могут мне довериться и рассказать о своих проблемах.
Как у тебя выстроен процесс подбора команды?
Сначала составляю техническое задание. Главное выяснить у работодателя, кто ему нужен, реальны ли требования к сотруднику, точно ли с этим справится один человек. За годы работы у меня сформировалась своя подробная заявка на подбор. Я узнаю всё, вплоть до «компаний-доноров».
Компании-доноры — это те организации, в которых можно найти подходящих кандидатов для проекта. Например, заказчик может мне сказать: «Хочу дизайнера из Яндекс-еды, потому что это круто». Или в некоторых компаниях очень жёсткий отбор, поэтому мы точно знаем, что там работают отличные спецы. Туда можно прийти и захантить кого-то.
Ещё у меня есть список компаний, в которые точно не нужно идти за спецами. Например, мне не подходят кандидаты из банков, где всё медленно, где люди привыкли к долгим согласованиям. В нашем режиме им будет тяжело работать, придётся долго адаптироваться.
После ТЗ описываю вакансию. Всегда пишу подробно и понятным языком, чтобы ожидания сотрудника совпали с реальностью. Получаю отклики, выбираю подходящих кандидатов.
Затем провожу собеседование. Во время личного разговора отдельно оцениваю, насколько кандидат впишется в команду. Были случаи, когда мы брали к себе «звёзд» индустрии с крутыми кейсами, но потом оказывалось, что с ними невозможно работать: они ставят себя выше других. Так что иногда лучше взять человека с меньшим опытом, но с правильной мотивацией. Для меня правильная мотивация — это когда человеку важно быть частью команды, он настроен на рост, развитие и здоровую коммуникацию.
Иногда лучше взять человека с меньшим опытом, но с правильной мотивацией
Как проходит хантинг? Какие у тебя грин и ред флаги в подборе?
Я нахожу человека и пишу ему лично. Главное проявить свою человечность и внимательность. Я, например, всегда использую стикеры или гифки, обращаюсь по имени. Нужно, чтобы в вас увидели живого человека, и тогда больше вероятность завязать беседу.
Важно обращать внимание на опыт человека, показать, что вы внимательно читали его резюме: «Вы делали то и то, это как раз нам и требуется». Или говорить о продукте через призму опыта кандидата. Так вы покажете, что понимаете, кто он, и что ему может быть интересно. Ещё можно сказать, что пишете по рекомендации. Всё это создаёт впечатление, что вы не просто обращаетесь к человеку из длинного списка, а конкретно к одному нужному специалисту.
Мои грин и ред флаги:
|
|