Евгения Черноиванова. Управлять собой можно. Временем — нет

Евгения Черноиванова Управлять собой можно. Временем — нет

Бизнес-тренер с девятилетним опытом и студентка Школы редакторов рассказывает, как правильно отвлекаться от стресса, без чего тайм-менеджмент не работает и почему нельзя рычать ни на собаку, ни на людей.

О карьере и опыте

Расскажи, чем занималась до Школы редакторов?

Всю профессиональную жизнь я занималась корпоративным обучением: сначала в гостиничном бизнесе, потом в финансовой компании. Начинала с позиции координатора по обучению в отеле «Кортъярд Марриотт Москва Центр»: организовывала тренинги и вела курсы. Проработала в компании «Марриотт» пять лет, прошла классический карьерный путь от координатора по обучению до кластер-тренинг-менеджера двух московских отелей «Марриотта». Кластер-тренинг-менеджер анализирует, как работает отель и какую роль выполняют сотрудники. Он составляет программу обучения для каждого человека или команды и сам проводит тренинги. Или приглашает специалиста, если, например, нужен тренинг по оказанию первой помощи.

Потом взяла паузу и уехала в Латинскую Америку на три месяца — попутешествовать и исполнить мечту. Думала не возвращаться к обучению и уйти в туризм, но поняла: мне не хватает полного зала людей, выступлений, эмоций.

Всё-таки вернулась в обучение?

Да. Устроилась в КПМГ. Это международная финансовая и аудиторская компания из «большой четвёрки». Сейчас они Кэпт, а не КПМГ.

Я проработала в КПМГ с 2013 по 2022, и это стало большим шагом вперёд. Быть менеджером по обучению в отеле и бизнес-тренером крупнейшей финансовой компании — два разных мира. В «Марриотте» я вела готовые тренинги по корпоративным стандартам, а в КПМГ не только проводила тренинги, но и сама их разрабатывала.

Тренинг с Перспективой

Я проводила и стандартные тренинги, и под разные запросы. Например, тренинг по тайм-менеджменту для людей с инвалидностью

Почему редактура? И почему именно Школа редакторов?

Я всегда любила писать. Когда работала в отеле, выпускала ежедневную газету, отвечала за внутренние объявления для сотрудников. В КПМГ вела проект «Классное чтение»: раз в две недели готовила обзоры бизнес-литературы, писала статьи про софт-скилы для внутреннего сайта.

Про редактуру как профессию серьёзно задумалась во время коронавируса — из-за мобильности и возможности работать откуда угодно. Работа бизнес-тренера сильно привязывает к месту и заставляет работать по жёсткому графику. У меня двое детей, без гибкого графика сложно — дети заболевают неожиданно, а тренинги в крупных компаниях планируются на полгода вперёд.

После февральских событий окончательно решила учиться редактуре. Я не хотела тратить два-три года на второе высшее, но и трёхмесячные курсы не годились — это несерьёзно. Школа редакторов предложила подходящий формат и сроки обучения.

О правильной обратной связи: не рычите на собаку

Чему ты учила на тренингах? И что из этого лучше всего подойдёт студентам школ?

Учила, как развивать софт-скилы: управлять стрессом, командой и проектами, организовывать публичные выступления и эффективно общаться. Мне кажется, самый полезный навык для студентов, особенно второй и третьей ступени, — научиться принимать обратную связь.

В отзывах студенты пишут, что обратной связи много и с ней сложно мириться. Вроде бы, стараешься, делаешь, а тебя жёстко критикуют. Тренинги по обратной связи как раз учат не злиться на замечания, а видеть в них пользу и возможности для роста.

Если научиться правильно принимать обратную связь ещё в Школе бюро, это сильно поможет в реальных проектах. Редакторы и дизайнеры точно так же будут получать обратную связь от главредов, ведущих дизайнеров и напрямую от клиентов. От того, насколько быстро ты её отработаешь и сможешь что-то улучшить, зависит успех проекта. И твой личный.

Когда дизайнер станет ведущим дизайнером, а редактор — главредом, он сам будет давать обратную связь. Правильно давать обратную связь так же важно, как принимать. И так же сложно. Например, у редакторов не всегда получается донести мысль и настоять на своём так, чтобы автор понял и не обиделся.

Расскажешь про пару приёмов по работе с обратной связью?

Сразу уточню, что есть два вида обратной связи: положительная — похвала, и развивающая — критика. Начнём с похвалы. В книге Карен Прайор о дрессировке людей, животных и самого себя — «Не рычите на собаку!» — подробно описан один из ключевых приёмов похвалы — положительное подкрепление.

Суть приёма — не акцентировать внимание на плохом, а, наоборот, замечать и подкреплять то, что получается хорошо, даже если это мелочь. Особенно здорово работает с детьми, мужем, друзьями. Когда ты видишь даже маленькие плюсики и говоришь об этом, всем приятно. Люди чувствуют себя увереннее, а отношения становятся лучше.

Похвала с людьми работает примерно так же, как лакомство с животными. Если муж долго не дарил цветы и, наконец, принёс одну гвоздику, можно запрыгать от радости и сказать: «Ух ты, какой красивый цветок!». В следующий раз мужу захочется принести уже не один цветок, а целый букет. А если расстроиться и сказать, что не любишь гвоздики, другого подарка можно и не дождаться.

Это и есть сила положительного подкрепления. Если похвалить, в следующий раз человек захочет сделать ещё лучше. Важно похвалить за дело, а не просто так, причём сделать это своевременно: если запоздать с обратной связью, нужного эффекта не будет.

Похвала с людьми работает примерно так же, как лакомство с животными

А если нужно не похвалить, а наоборот?

Критиковать сложнее, чем хвалить. Мы боимся обидеть человека, потому что сами помним, как может ранить критика. Чтобы критика принесла пользу, а не вред, используем четыре правила развивающей обратной связи:

1. Критикуем не человека, а его поведение или результат работы. «Ты глупо поступил» звучит лучше, чем «Ты дурак». В первом случае можно обсудить ситуацию, во втором обсуждать нечего — человек уже обиделся.

Пример обратной связи

2. Говорим с человеком наедине. Бывает, возникает мысль: выскажу всё прилюдно, чтобы и другим неповадно было. У такого подхода две проблемы. Первая — другие не запомнят, не они же накосячили. Вторая — тому, кого критикуют, покажется, что все против него.

Пример обратной связи

3. Приводим примеры, оперируем фактами, а не слухами. Если вы где-то что-то слышали, это ещё не повод критиковать. Слухи подтвердятся — отлично, это уже не слух, а факт. Не подтвердятся — выйдет неудобно.

Пример обратной связи

4. Не затягиваем с критикой. Если припомнить человеку ошибку, которую он совершил год назад, получится странно.

Пример обратной связи

Что посоветуешь, чтобы научиться принимать критику?

Тут парой приёмов не ограничишься, нужна серьёзная работа над собой. У каждого есть определённое представление о себе и своих качествах, а когда нас критикуют, то подвергают сомнению это представление. Наши типичные реакции — разозлиться, обидеться или начать доказывать свою правоту. Чтобы понять, почему так происходит, советую прочитать книгу Дугласа Стоуна и Шейлы Хин «Спасибо за обратную связь. Как стать неуязвимым для критики и открытым для похвалы». В книге авторы подробно разбирают основные триггеры, которые блокируют восприятие обратной связи.

Пример обратной связи на собаке

Пример обратной связи на собаке
Когда вела тренинги о том, как правильно критиковать, показывала эту картинку. Если человеку неясно, за что его критикуют, толку ноль

О способах справиться со стрессом: посчитайте до десяти на урду

Студенты школы иногда говорят, что на них давит рейтинг. А на тебя? Как тебе помогают навыки стресс-менеджмента?

Когда поступала в школу, тоже думала про рейтинг. Я бывший отличник, у меня долго было болезненное отношение к оценкам. Правильно говорят: бывших отличников не бывает. Пришлось перед поступлением с собой договориться, настроиться. Я убедила себя в том, что не может и не должно быть всегда 100 баллов за тест. Если вечно этого желать, но не получать, не вытянешь психологически. Я решила: буду спокойно относиться к оценкам и расслаблюсь. Получилось. Не скажу, что у меня сильно хорошие оценки, но они нормальные, и я не переживаю.

Договориться с собой на берегу — хороший приём. Расскажешь ещё про какие-нибудь способы управлять стрессом?

Управление стрессом — это управление эмоциями. Это тонкая материя, которую простыми советами не охватишь. Да и нужно понимать, что вообще не стрессовать не получится. Ганс Селье, автор теории стресса, говорил, что стресса не может быть только у мёртвого человека.

Оптимальный уровень стресса для каждого из нас отличается. Кому-то работа с жёсткими дедлайнами в радость, а для кого-то — серьёзное напряжение. Это как в сёрфинге: опытный сёрфингист оседлает высокую волну и прокатится на ней, а новичка такая волна смоет в океан.

Расскажу про четыре приёма, которые использую, когда произошло что-то несерьёзное: лёгкая критика, обидный комментарий, кто-то забыл о встрече и не пришёл. Приёмы простые: посчитать до десяти, «наблюдать из партера», «укрыться за стеклом» и оценить значимость проблемы.

Посчитать до десяти. Если человек нам что-то сказал или сделал, а мы начинаем злиться или расстраиваться, нужно посчитать до десяти. И только потом ответить. Но чтобы приём сработал, считать нужно не так, как все привыкли.

Если просто посчитать до десяти на родном языке, отвлечься не выйдет — мы посчитаем на автомате, машинально. Чтобы действительно отвлечься, нужно считать на иностранном языке. Желательно на том, который плохо знаешь или вообще не знаешь: гуглишь, как, например, считать на урду, и считаешь. Получится вообще супер.

Необязательно считать до десяти: можно поискать взглядом все красные предметы в комнате или прочитать фразу из ежедневника задом наперёд.

«Наблюдать из партера». Если вам хамят или при вас с кем-то ругаются, представьте, что вы сидите в первом ряду партера в театре и смотрите спектакль. Всё происходящее — не по-настоящему, а обычная пьеса. Или фильм, где неприятная сцена перед вами — лишь часть задумки режиссёра.

«Укрыться за стеклом». Представьте, что между вами и агрессивно настроенным случайным собеседником — толстое ударопрочное и звуконепроницаемое стекло. Вы не слышите собеседника. Просто наблюдаете, как он злобно машет руками и беззвучно открывает рот. Негатив не влияет на вас, вы надёжно защищены.

Оценить значимость проблемы. Этот приём — про стобалльную шкалу стресса — стрессометр. Он нужен, чтобы оценить уровень стресса. Стрессометр лучше нарисовать — так проще будет сравнить текущую стрессовую ситуацию с самым большим стрессом, который был в жизни.

Нужно представить самое страшное, что теоретически может произойти, присвоить ему 100 баллов и поставить в конец шкалы. Потом нарисовать рядом самую стрессовую ситуацию из жизни и поставить ей, например, 80 баллов. Потом рядом с самым страшным нарисовать ситуацию, которая произошла сейчас. Так станет очевидно, что бывало сильно хуже. Но мы справились.

Как измерить стресс

Если сравнить текущую стрессовую ситуацию с самым страшным, что было в жизни, большая жесть превратится в маленькую проблему. Мы как бы вспоминаем худшее и говорим себе: «Справились тогда, справимся и сейчас»

Об эффективном управлении временем: в трёх случаях тайм-менеджмент не работает

Тайм-менеджмент — это не даты и задачи в календаре, верно? А что-то большее или вообще другое?

Тайм-менеджмент — не какие-то конкретные техники по управлению временем, как многие привыкли думать. Это управление собой. У всех есть 168 часов в неделю. Кто-то успевает сделать всё задуманное не потому, что знает секретный лайфхак, купил идеальный ежедневник или скачал потрясающее приложение. А потому что знает себя, свои слабые и сильные стороны и умеет говорить «нет».

Планирование дня по часам действительно не принесёт пользы, пока не решить три проблемы: мы берём на себя больше задач, чем можем выполнить; мы неадекватно оцениваем время на задачу; мы устали и, не смейтесь, не в ресурсе.

Задач больше, чем мы можем выполнить. Можно прочитать сотню книг по тайм-менеджменту, но задач меньше не станет. Я всегда привожу в пример повара ресторана. Каким бы крутым в своём деле он ни был, он не сможет в одиночку приготовить фуршет на 500 человек за полчаса. Мы в любой день можем оказаться в роли повара — взять кучу задач, которую разобрать невозможно. Эта куча задач набирается, потому что сложно сказать «нет». Мы ведь хотим быть ценными и хорошими для всех.

Сложно оценить время на задачу. Если не копать вглубь, работает так: меньше опыта — сложнее оценить время на выполнение задачи. Понятно, что более опытный редактор потратит меньше времени на статью, чем я. Но даже опытный редактор не всегда правильно рассчитает время и из-за этого, например, запланирует впритык.

Накопить усталость, быть не в ресурсе. Фраза «я не в ресурсе» заезжена, но это правда. Из-за стресса усталость копится, организм истощается, а время на решение задач растёт. Мы постоянно откладываем задачу на потом, просто потому что устали. И ещё сильнее устаём, потому что злимся, что откладываем на потом.

Работать с таск-трекером, брать задачи только на завтра и не планировать впритык — это круто. Но техники становятся бессмысленными, когда задач слишком много, не хватает опыта на оценку времени или мы просто сильно устали.

Посоветуешь что-нибудь почитать по тайм-менеджменту?

Прикладные книги: «Метод Помидора. Управление временем, вдохновением и концентрацией» Франческо Чирилло и «Супермышление. Измените свою жизнь с помощью интеллект-карт» Тони и Барри Бьюзенов. Первая научит лучше концентрироваться на задачах, вторая — наглядно планировать любой проект: от семейного отпуска до выпуска книги.

Тайм-менеджмент не работает, когда задач слишком много