Станислав Черикчиев. Мотивация и гармония — Кто студент

Станислав Черикчиев Мотивация и гармония

Трижды студент первой ступени рассказывает, чем плохо университетское образование и почему лень бывает полезной.

У тебя необычная история: ты три раза учился в школе, но так ни разу и не перешёл на вторую ступень. Почему?

Не было необходимости учиться дальше. Когда я поступал в школу первый раз, хотел развиваться как редактор. С тех пор у меня очень сильно поменялись приоритеты, я ушёл в менеджмент и оптимизацию бизнес-процессов.

Сейчас у меня нет времени, чтобы учиться на второй ступени: на первой учёба требовала очень много времени, вторая ступень отнимала бы ещё больше.

Другая причина: рабочие задачи требуют другого образования. Школа учит многому, но не закрывает все мои текущие потребности в навыках. Поэтому всё свободное время я уделяю книгам по бизнесу и психологии.

Книги — классная штука. Это возможность пообщаться с самыми крутыми авторами в мире. И с теми, кого уже нет с нами

Кто ты сейчас?

Я руководитель направления контент-маркетинга в агентстве «Серенити».

Тебе пригодилось что-то из того, что ты узнал на первой ступени?

Конечно. Думаю, что знаю больше, чем если бы проходил ступень один раз. С каждой новой первой ступенью информация укладывалась всё лучше и лучше. Появлялось комплексное видение по всем предметам. И я ничуть не жалею о том, что проходил ступень три раза.

Может, одной ступени достаточно?

Думаю, что нет. На каждой следующей ступени появляется всё больше и больше практики для отработки навыков. Для меня такой практикой была работа: все новые знания я сразу применял в проектах. Вчера прочитал лекцию по теории близости — сегодня уже лучше верстаю тексты.

Что из изученного помогло тебе в работе?

Всё постоянно пригождается.

Когда веду переговоры, вспоминаю Кэмпа и другие знания, которые я изучаю помимо школы. Когда работаю над информационным продуктом, держу в голове понимание полезного действия, о котором было у Ильяхова и Горбунова. А когда проверяю работу дизайнеров, вспоминаю вёрстку и типографику, чтобы сделать текст удобочитаемым и подать всё это красиво.

У тебя два высших образования. Каких?

Первое — логистика, а второе — маркетинг. На маркетолога учился в Санкт-Петербургском политехническом университете.

Почему решил изучать маркетинг?

Прочитал книгу Дэна Кеннеди «Продающее письмо». Там было написано, что маркетологи — самые ценные люди для бизнеса. Меня это так сильно зацепило, что я решил покопаться и узнать, чем занимается маркетолог.

В это время я как раз поступил на первый курс в Политех — на программиста. И полгода зерно маркетолога прорастало в моей голове. Наконец, решился и перевелся на маркетинг.

Параллельно я работал в агентстве и для себя сделал вывод: можно было не учиться. Это бы не сильно сказалось на эффективности работы. Все знания, что давали нам в универе, можно было освоить из книг не за пять лет, а максимум за полгода. Я закончил только потому, что не хотел расстраивать родителей.

Говорят, фундаментальное образование расширяет кругозор и прокачивает интеллект. Ты не согласен?

Зачем засорять голову лишней информацией? Много ли выпускников через 5 лет вспомнят хотя бы 30% того, что давали в универе? Тем более, если работаешь не по профилю.

Конечно, есть исключения. Например, медицинское образование — действительно очень важный этап становления специалиста. Но таких исключений не очень много.

На мой взгляд, польза университетов только в мотивации. Когда ты учишься в универе, тебя постоянно пинают. Если ты не сделаешь, то получишь плохую оценку или тебя исключат. Для большинства людей это очень классная мотивация, потому что другой они не знают.

То полезное, что дают в универе, можно освоить самостоятельно не за пять лет, а за полгода

Другая мотивация — позитивная, когда ты стремишься к результату в будущем. Позитивную мотивацию очень легко обнаружить: в речи часто всплывают слова «хочу», а не «надо». «Я хочу пойти на лекцию по стратегическому планированию», а не «Мне нужно пойти на лекцию».

Гораздо эффективнее самостоятельно добывать знания из книг, курсов и живого опыта — и сразу применять их на практике. Так воспитывается один из самых важных навыков — умение находить именно ту информацию, которая нужна, чтобы решить твою конкретную задачу.

Гиллиген

На тренинге одного из лучших экспертов в мире по гипнотерапии и коучингу Стивена Гиллигена

Разве в современных институтах не учат добывать информацию самостоятельно?

Как правило, нет.

Российское образование почти не изменилось с тридцатых годов, в отличие от гарвардского, например. Там студентам бизнес-факультетов сразу дают кейс — рабочую задачу, которую нужно решить. А потом разбирают решения и ошибки с тьюторами и преподавателями.

И только после этого преподаватель даёт студентам теорию — на основе уже полученного опыта.

А почему же тогда у тебя два высших?

Я просто люблю учиться. И сейчас много всего изучаю по книгам, узконаправленным семинарам и тренингам.

Разница в том, что сейчас я стал лучше фильтровать информацию. Раньше было больше импульсного движения, когда я пытался попробовать многое и всё ухватить. С сегодняшним опытом я вижу, где можно было и не учиться, что было лишним.

Какой была твоя первая работа?

В 18 лет я устроился стажёром в РЖД, а после стажировки продолжил работать логистом. Было небольшое карьерное движение. Я никакого отношения тогда не имел ни к маркетингу, ни к редактуре, ни к бизнесу. А потом однажды понял, что надо что-то менять.

Что это за чувство? Как его осознать?

Как будто находишься не в своей тарелке, занимаешься не тем, чем хочется. Просыпаешься, нужно идти на работу, выполнять задачи, не понимая, для чего — как будто ты робот.

Лет в 20 я пошёл на семинар по саморазвитию. Меня очень сильно впечатлил спикер и темы, которые поднимались. Спикер за 2 часа полностью изменил мой взгляд на мою ситуацию.

На этом семинаре продавался трехмесячный тренинг по самомотивации. Я сразу же решил принять в нём участие. Это и стало поворотной точкой.

Расскажи, что делал на тренинге.

Получал теорию на вебинарах и выполнял задания: бегать каждый день, читать минимум две книжки в неделю, писать отчёты, записаться на обучающие курсы, поставить долгосрочные и краткосрочные цели, наладить отношения с окружающими.

Очень много теории было по психологии. Видимо, там мне и привили любовь к этой дисциплине. В целом по информационной нагрузке тренинг даже не сравнить с универами. За три месяца я изучил столько, сколько не давали в универе за всё время учёбы.

Тренинг полностью поменял моё восприятие. Вот реально, как будто бы мне по голове дали большой-большой стопкой книг. После него я увлёкся самообразованием и решил поменять профессию.

Мне что-то эти тренеры не внушают доверия. Ты не зря им отдал свои деньги?

Я проходил тренинг два раза и не жалею. Это был «волшебный пинок», который нужен, чтобы начать что-то делать. После тренинга у меня остались полезные привычки.

До тренинга я как будто плыл в огромном океане на спасательном круге. А после — словно пересел на комфортный скоростной лайнер.

Что делал потом?

Начал брать заказы на текст на фрилансе.

Учился сначала на курсах продающего копирайтинга, а потом в Нетологии. Копирайтинг там вели Сергей Король и Митя Моровов. От Мити я узнал про Школу редакторов, заинтересовался, изучил страницу школы на сайте бюро. А после Нетологии решил поступить в школу.

И сразу откликнулся на вакансию в маркетинговое агентство копирайтером. Меня взяли сначала стажером, постепенно дорос до руководителя.

Какие были впечатления от школы в первый раз?

Да треш полный. Что за правила внутреннего и внешнего, что за якорные объекты? Я тратил в день часов по пять на изучение материала: после работы изучал лекции до трёх утра, а утром перед работой ещё успевал часик поучиться.

Когда прошёл первую ступень, половину информации не запомнил. Поэтому решил второй раз поступать на редактуру. Было проще, но всё равно уходило очень много времени на обучение.

Но в этот раз ты был лидером, мог бы бесплатно на вторую ступень попасть. Почему не пошёл?

Не успевал по работе. А когда стал руководителем направления, решил поступать уже в Школу руководителей.

Сертификат

Со второго раза закончил ступень на первом месте

Какие дисциплины тебе понравились в Школе руководителей?

Все предметы классные, но особенно вдохновил «Дизайн продуктов» — мозгоразрывающая штука. Сначала я думал, что это про особенности дизайна. Но оказалось, что Артём Горбунов под дизайном понимает и маркетинг, и структуры бизнеса, и бизнес в целом. Это как раз то, что мне сейчас нужно для решения рабочих задач.

Понравились лекции по маркетингу и редактуре. Лекции по маркетингу — очень крутая штука, постоянно применяю в работе. А навык редактора — это вообще базовая вещь для любого маркетолога. Ещё Игорь Манн писал, что любой маркетолог должен уметь хорошо писать.

А почему не закончил первую ступень руководителей? Тоже ведь мог на бесплатное пройти.

Мне надо было закрыть одну неделю и написать курсовую потом. Не получилось по семейным обстоятельствам. Тем более я не особо гонюсь за сертификатами, знания — в первую очередь.

Ты проходил разные курсы, связанные с редактурой. Где лучше?

Думаю, ничего лучшего, чем Школа редакторов нет, как минимум, в копирайтинге и контент-маркетинге.

Расскажи про свою работу.

Сейчас мои главные задачи: переговоры, менеджмент и выстраивание процессов внутри отдела. Реже что-то делаю своими руками.

А для клиентов какую услугу вы предлагаете?

Я работаю в отделе контент-маркетинга. Мы предлагаем широкий спектр услуг: СММ, контент-стратегии, блоги, рассылки, пиар — всё, что завязано на контенте и его дистрибуции.

Семинар

В Питере мы проводим семинары, на которых выступают ребята из агентства. На семинары приглашаем клиентов и всех желающих

Репетиция

Репетирую выступление в офисе

Как со спросом на контент-маркетинг сейчас?

Контент-маркетинг продолжает набирать популярность, несмотря на то, что иногда говорят эксперты в маркетинге. Мы постоянно расширяем команду и ищем новых ребят.

Редакторов?

Да. Нам нужны те, кто учился в школе и понимает, что такое польза, информационный стиль.

Сейчас очень много ребят откликаются на вакансию, но они довольно слабые: нет навыков, желания учиться и развиваться.

Какая сейчас зарплата у редактора в вашем агентстве?

От 50 до 100 тысяч рублей, и это не предел. Если редактор применяет навыки делегирования, то может брать больше проектов, соответственно — зарабатывать больше.

Сейчас с мотивацией у тебя всё в порядке?

Да, можно так сказать.

Мотивация — очень абстрактная штука. Иногда мне кажется, что её вообще не существует. Я пока не могу сформулировать точно, что мной движет. Но назвать это просто мотивацией язык не поворачивается.

Главное — смотреть на динамику личностного роста. И мне кажется, что динамика хорошая.

А что тебя мотивирует работать, кроме денег?

Это не одна вещь, их целый комплекс. Если сильно обобщить, то это помощь другим людям.

Однажды я прочитал историю психотерапевта Милтона Эриксона. Он болел полиомиелитом и был прикован к инвалидному креслу. А ещё страдал дислексией и научился нормально читать только в 15 лет. У него было расстройство цветоощущения — видел всё в фиолетовом цвете. И несмотря на всё это, он посвятил всю жизнь тому, чтобы помогать людям.

Меня эта история сильно зацепила, я увидел в ней то, что должно быть у каждого человека — способность посвящать себя некой высшей цели, которая обязательно должна быть направлена в мир.

Я просто хочу сделать этот мир чуточку лучше.

В мире и так много страданий и боли, чтобы жить с негативными мыслями и желанием урвать чуть больший пирог с общего стола

Как редактору понять, что он делает что-то полезное и важное, а не просто пишет какие-то статейки?

Необязательно работа сразу приводит к чему-то великому. Есть поговорка: «Путь длинной в тысячу миль начинается с первого шага».

Чтобы прийти к чему-то большому, нужно маленькими шажками проходить этапы. Если твоя, пусть небольшая, работа приносит тебе ресурс, который позволяет сделать следующий шаг, то это уже очень сильно мотивирует.

Назови самое главное изменение в твоём отношении к жизни за последний год.

В последний год я серьёзно увлекался психологией и понял, что для человека очень важна гармония: с самим собой и со внешним миром.

И как её достичь?

Самое главное — это держать в голове, что любая лень или другой негативный поступок несёт в себе позитивное намерение.

Есть много курсов личностного роста, где тебя учат, что лень и прокрастинацию нужно побороть. И такой подход применяют ко многим проблемам: люди пытаются не обращать на них внимания или подавить в себе. А чтобы прийти к гармонии, нужно это принять.

То же самое с окружением: если ты споришь с человеком, важно понять, что собеседник пытается донести свою точку зрения и у него есть свое позитивное намерение. Тогда вместо спора ты попытаешься выяснить это намерение и учесть его в дальнейшем.

Пример: играют два ребенка, брат и сестра 6—7 лет. Мальчик ударяет девочку по голове, та начинает плакать. Обычно родители говорят мальчику: «Ай-яй-яй! Так нельзя!» Но лучше спросить ребёнка, почему он ударил сестру.

Может оказаться, что он пытался добиться справедливости или внимания. И тогда уже надо спокойно донести мысль, что можно попробовать решить проблему по-другому. Конечно, говорить нужно на языке ребёнка, чтобы он тебя понял.

Так мы можем научить, что всегда есть выбор средств решения проблем, даже если одни требуют больших усилий, чем другие.

Какие книги по саморазвитию посоветуешь?