Дизайнер-руководитель — про сложный дизайн простыми инструментами, ценность печатных книг и одиночные походы в горы без права на ошибку.
Расскажи, почему ты ушёл со второй ступени Школы руководителей вскоре после её начала.
Я принял приглашение на вторую ступень, но вскоре расстался с основным заказчиком из-за разногласий. Встал выбор: либо активно искать новые заказы, либо отключиться от всего и учиться дальше. Я выбрал работу.
Вторую ступень позиционируют как практику с фидбеком от преподов. Это здорово, но над проектами я работаю уже 7 лет. До Школы руководителей я закончил первую ступень дизайнеров — у меня уже набрался год практики бюрошных знаний.
В чём были разногласия с заказчиком?
Это был давний клиент «Май Слипинг Джипси» — бренд платьев, основанных на традиционном украинском платье с вышивкой. Заказчик ко мне пришёл по сарафанному радио от прошлых клиентов. Поначалу всё шло хорошо. Вместе с партнёром-разработчиком мы сделали для компании быстрый сайт на самописной платформе.
Потом вместе с художником и шрифтовиком мы три месяца разрабатывали новый логотип для бренда. До этого у них был простой логотип, со стандартным шрифтом.
Я хотел обыграть в логотипе особенность этих платьев — высокую талию. Предложил сделать у шрифта соответствующую подтянутую «талию» — поднять вверх среднюю линию у букв. Думаю, шрифтовой логотип хорошо бы отличал бренд и был бы уникальным.
Кроме добавления стиля и уникальности мы пытались решить проблему с размещением длинного названия на маленькой прямоугольной бирке — название бренда должно было легко узнаваться. Чтобы люди легко считывали название, которое не на слуху, мы искали оптимальный вариант между узким и широким межбуквенным расстоянием.
В итоге мы за три месяца и несколько итераций переделали логотип. Бюджет закончился, а последний вариант так и не приняли. Эта же ситуация позже повторилась с редизайном сайта и разработкой стиля для аккаунта в инстаграме.

В шрифте постарались отразить характер бренда: сделали «высокую талию», как у платьев, которые производила компания. Нашли оптимальный вариант между узким и широким межбуквенным расстоянием. Но заказчик результат так и не принял
Как думаешь, почему заказчик не принимал работу?
С какого-то момента мы договорились с клиентом на фиксированную ставку — за доработки мне не платили. В таких условиях легко прийти к ситуации, когда ты месяц делаешь доработки и их всё равно не принимают. На моей практике это самый сложный заказчик. Часто он говорил, что ему нравится ход мысли, но конечный результат при этом его не устраивал.
Я не знал, как выйти из этой ситуации, она долго тянулась. В какой-то момент я понял, что моё развитие застопорилось, потому что я работал над одним и тем же. В итоге решил, что нужно идти дальше.
Сейчас я понимаю, что должно быть чёткое техническое задание, по которому выполняешь что-либо. Прямо прописать в договоре, что делаешь один вариант или два и что дополнительные вещи требуют дополнительных денег.
Без чётких указаний у нас было широкое поле для творчества, но большинство хороших решений в конце концов не согласовывались и не внедрялись. Мне кажется, решения не особо ценились, потому что доставались бесплатно.
Решения не особо ценились, потому что доставались бесплатно
Кемп в этой ситуации не помог?
В этой — нет, но в целом, после второго раза на первой ступени я стал лучше понимать переговоры и Кемпа. Сейчас кажется, что раньше некоторые принципы вообще не понимал.
После первого подхода к Кемпу в Школе дизайнеров у меня был год проб в переговорах с разными людьми. Когда снова читал лекции по переговорам, уже сопоставлял с опытом и заметил кучу ошибок.
Раньше я был таким амбициозным человеком, который часто парит свою тему, которая может и не принести клиенту пользы. Сейчас пропала эта штука, что ты должен сделать работу именно для портфолио, именно такой, как тебе хочется. Поставить в рамочку и молиться.
Нужно искать баланс между дизайнерским перфекционизмом и потребностями заказчика. Мне запомнилась фраза из дизайна продуктов, что даже плохой дизайн может работать. Я согласен с этим.
Как найти допустимую грань качества? Как ты определяешь момент, что вышла не халтура?
Если все конкуренты делают по-другому, но клиент всё равно говорит: «Нет, это мне не подходит, я хочу так», — стараюсь задать больше вопросов и понять, какую задачу он пытается решить правками. Редко проблема в самом исполнении, цвете элемента или шрифте.
Когда задача клиента прояснится, не обязательно «красить кнопку в салатовый». Основываясь на своём вкусе и насмотренности, ты можешь предложить альтернативное подходящее решение. В идеале это доделать до того состояния, когда ты чувствуешь: «О, вот это нормально».
Недавно встретил мем, где дизайнер объясняет заказчику, почему дизайн проекта не выполнить за три дня вместо заявленных двух недель. И там видео, где он рисует спайдермена тремя способами: за 10 минут получается красиво и со множеством деталей, за одну минуту — почти хорошая работа, и за 10 секунд — что-то кривое и отдалённо напоминающее спайдермена.
Я за то, чтобы стремиться к балансу между десятью и одной минутой — быстро принести пользу заказчику и не терять времени на перфекционизм. К этому добавляется опыт работы, когда ты в принципе уже не можешь сделать хуже определённого уровня.
Дизайн сайта за три дня аналогичен рисованию спайдермена за 10 секунд: получится что-то кривое и отдаленно напоминающее изначальную задумку
Расскажи, над чем ты сейчас работаешь.
Сейчас мы работаем в связке с моим партнёром Виталием Офатом — программистом, который к тому же закрывает маркетинговые задачи. Мы организовали агентство разработки и дизайна «Фолб».
Как-то один клиент сказал, что партнёр должен быть такой, который тебя дополняет, только так ты сможешь двигаться вперёд. Если партнёром будет такой творческий человек, как и ты, то всё время будете только ругаться.
В нашей компании я занимаюсь переговорами с клиентом, постановкой задач, дизайном и тестированием. То, что я делаю — это связь графики, аналитики продукта и переговоров. Мне нравится общаться с клиентами.
У меня есть своеобразный чек-лист того, как должен выглядеть продукт, сайт, дизайн. Я представляю, как сделать красиво, с четкой структурой сайта и сделать вёрстку без типографических ошибок, но какого-то особенного стиля наверное нет. Я такой дизайнер, который практически не умеет рисовать.
Изначально я учился на программиста, но не пошёл по профессии, мне не понравилось программирование. В универе понял, что мне интересны веб-сайты и вёрстка в интернете — кинулся в интерфейсы и с первого курса начал самообучаться дизайну.
Я полностью согласен с Горбуновым — дизайну можно обучиться. Если любишь — обучишься
Ты занимаешься в том числе логотипами, как их можно делать, не умея рисовать?
Для работы мне хватает хорошего знания типографики и вёрстки, шрифтовой работы и геометрии, геометрических узоров и всего, что с ними связано. Ведь буквы — геометрия. А вот иллюстрацию для сайта нарисовать не могу — для этого мне понадобится художник.
Мне очень помогает книга про буквы Юрия Гордона «от Аа до Яя». Там описана каждая буква русского алфавита — её графемы, облако формы. Часто использую её для создания логотипов. Она большого формата, широкая, вся в картинках, и каждую букву можно в деталях рассматривать — это и полезно, и очень интересно.
Если нужен русский логотип — ты можешь обратиться к ней, почитать про конкретную букву, из чего и как она возникает. Юрий Гордон рассказывает про специфику именно русских букв, но книга подойдёт в том числе и для работы с латинскими буквами. Через некоторые графемы автор объясняет структуру кириллицы и даёт примеры иностранных логотипов.
Допустим, бывший верстальщик хочет стать дизайнером. Какой минимальный набор инструментов ты посоветуешь, чтобы начать принимать заказы?
Для начала надо знать, что такое вёрстка, модульные сетки и основы типографики. Буду банален, но было бы здорово для начала поучиться в бюро. Если не идти в бюро, то почитать книги — например, я начинал с «Ководства» Лебедева. Возможно, некоторые вещи в «Ководстве» устарели, но общие знания про дизайн там собраны, и они точно расширят дизайнерское мировоззрение.
Например, одну из работ я верстал полностью по учебнику «Типографика и вёрстка». Это были пригласительные буклеты для крупной украинской строительной компании «Основа». Эта же информация дублируется в совете Артёма про афишу, где он перевёрстывает буклет для выставки собак и объясняет, как он рассуждает.
Когда я делал этот буклет, задавал вопросы: когда событие будет? Во сколько и где проходит? Расположил всё это в верхней строке. В центре цветом выделил, что за событие, кого приглашаем. В конце — короткая программа и важные моменты дресс-кода.
И это всё оформлено в красивых таких линиях, на бронзово-золотистой бумаге, напечатано с использованием технологии шелкотрафарета, с бронзовым тиснением на конверте.

Буклеты для компании «Основа» я полностью сверстал по учебнику «Типографика и вёрстка»
После правил дизайна и базы по типографике можно изучать работы других дизайнеров, брать прям ребят из интересной тебе сферы дизайна и смотреть.
Если это графический дизайн или логотипы, то увлекаться шрифтами или каллиграфией, искать какие-то логотипы и пытаться их перерисовывать. Я сам одно время ходил на курсы каллиграфии. К тому же, когда ты постоянно что-то изучаешь, у тебя растёт круг знакомств и люди что-то советуют дополнительное по ходу обучения.
Есть всякие программы, игрушки, где ты проверяешь вкус в типографике — как поставить межбуквенные расстояния или заверстать страницу. Можно даже просто смотреть иностранные книги, как они свёрстаны, и видеть эту эстетику. Можно опять же ходить на западные сайты. Есть одна хорошая практика — брать какой-то крутой иностранный сайт, который получил награды, и его перерисовывать.
Представим, человек узнал законы типографики, как ему начать рисовать для веба или интерфейсов? Со старта тот же фотошоп выглядит какой-то адской машиной, с которой неясно что делать.
Понятное дело, что сначала он кажется страшным, но уже с минимальным опытом ты понимаешь, что работаешь со стандартными инструментами и у тебя все получается.
Я не использую, наверно, 80 процентов фотошопа. Например, ты начинаешь делать простую веб-страницу, которая состоит из текста, каких-то кнопок и меню. По сути от фотошопа тебе нужен элемент текста и только какие-то геометрические фигуры. По-моему, об этом тоже говорится в «Типографике и вёрстке». Потом появляется иллюстрация, и работа с иллюстрацией помогает вывести это всё на новый уровень.
Давай посмотрим, например, на интерфейс Адоба ИксДэ. У него основные элементы — курсор, прямоугольник, круг, треугольник, линия и перо векторных линий. Я немного большим количеством инструментов пользуюсь в иллюстраторе и в фотошопе, но для начинающего человека их точно хватит. С помощью геометрии и типографики ты можешь сделать сайт, он будет без картинок, но уже будет неплохим.
Если страница собрана из простых элементов, это ещё не значит, что это простой дизайн. Мне кажется, одна из отличительных черт профессионализма в том, что ты можешь сделать простые на вид продукты, в которых будет заложена сложная логика и крутая типографика.
Возьмём, например, дизайн НьюЙоркера. Всё, что для него понадобилось, — линии и текст с красивым шрифтом. Это ведь просто красивая типографика. Если ты знаешь модульные сетки, ты способен сделать что-то в похожем стиле.

Страница НьюЙоркера собрана из простых элементов: линий, текста, модульных сеток. Но это не значит, что её дизайн простой
Ты работал над несколькими книгами. Что почитать для работы с печатной графикой?
Если создаёшь книги, в первую очередь стоит почитать «Облик книги» Яна Чихольда. В ней говорится о модульных сетках, расположении текста и иллюстраций. Автор пишет о том, что средневековые мастера знали определённые секреты, и выводит их разными формулами об идеальной полосе вёрстки.
Ещё у Чихольда есть вторая книга «Новая типографика». Её стоит прочитать, чтобы развенчать часть из того, что есть в «Облике книге». Это можно соотнести с тем, что в предмете бюро «Типографика и вёрстка» сначала есть жёсткая структура, а потом, в последней лекции, всё разрушается. Горбунов говорит, что можно нарушать правила, делать узоры из букв и прочее, если ты понимаешь, что делаешь.
По Чихольду я сверстал два журнала и несколько книг, но он будет полезен, даже если не иметь никакого дела с книгами. Его книги как минимум красиво свёрстаны. Часть из наблюдений можно применить, если ты проектируешь, например блог. Хорошие и красивые вещи дают насмотренность и базу для того, чтобы делать другие красивые вещи.
Мне в целом нравится формат именно бумажных книг. Я считаю, что лучшие книги — именно печатные.
Почему именно печатные книги? Какая разница, на каком носителе получать информацию?
Я из тех, кто постоянно связан с электронными девайсами. Наверное, это влияет на моё отношение. В нерабочее время мне нужно откладывать технику и быть без неё, но при этом хочется узнавать и читать что-то новое и интересное.
Печатная книга не имеет тот фон, который имеет мобильное устройство. Книга не вызывает тревогу на физическом уровне, ты можешь её читать, не отвлекаясь на что-то другое. На книгу не придёт уведомление, у неё не сядет батарейка. Плюс вес книги: книгу про буквы не взять просто так с собой в кровать, как айфон, — её можно читать только за столом. Книга претендует на всё твоё внимание, и это здорово.
Книга не вызывает тревогу на физическом уровне: на неё не придёт уведомление, у неё не сядет батарейка
У меня был период, когда я завис в соцсетях — было ощущение, что я перестал полноценно жить и начал немножко тупеть от хаотичного потока информации и клиповости. Мне нравится, когда идёт последовательный поток. Нравится сосредоточиться на чтении, чтобы при этом меня ничего не отвлекало.
Кроме того, в печатной книге ты пользуешься широким спектром жестов, чтобы её рассматривать. Визуальное восприятие книги более тактильное и живое, чем восприятие экрана. Каждая обложка разная: у Кемпа она глянцевая, на книге Юрия Гордона — обёрнута тканью.
К тому же книга — более долговечный источник информации. Ты можешь её на 10 лет забросить и вернуться к ней, почитать, а то, что у тебя будет на мобильном через 10 лет, — непонятно. Об этом же говорит Ильяхов в посте про создание «Пиши, сокращай».
Как ты борешься с клиповостью мышления?
Мне помогают походы. В Школе Бюро Горбунова мне была особенно близка тема про Амундсена и Скотта, это связано с тем, чем я занимаюсь и что полюбил.
Это походы на несколько дней с тяжёлым рюкзаком — около 20 килограмм. Ты идёшь и прям сдыхаешь. Берёшь с собой еду и тёплые вещи, потому что обычно в горах холодно. Я хожу в Карпаты, альпинисты называют их холмами — из-за небольшой высоты около 2000 метров. Тем не менее подниматься на такую высоту с тяжеленным рюкзаком сложно.
Сначала я ходил в групповые походы в горы, а год назад я реализовал мечту пойти одному. К этому моменту я ходил дважды в одиночный поход. Это здорово учит организованности, планированию.
В горах погода может меняться каждые 10—30 минут — может быть чистое небо, ты вышел в гору, и через полчаса тебя накрывает ураган с градом. Если там начнётся снег, тебе должно быть тепло, у тебя не должен закончиться газ в горелке, а если закончится — твой котелок должен быть приспособлен к костру. Таких нюансов куча, начиная от медикаментов и средств гигиены и заканчивая тем, в чём ты будешь носить воду.
Что для тебя значат походы?
Если ты организовываешь поход, ты очень подробно всё планируешь и рассматриваешь нюансы, которые с тобой могут случиться. Самостоятельные походы — это жёсткое планирование не впритык. Когда ты собираешься в поход, ты берёшь с запасом. Ты должен собрать все вещи, которые могут тебе понадобиться в течение пяти дней во всех возможных складывающихся обстоятельствах.
Потом ты переводишь аналогию на любой проект в жизни: ты научишься планировать, учитывая множество обстоятельств, которые могут с тобой складываться.
Но я не хочу мотивировать людей просто с бухты-барахты идти в горы самим. Надо быть осторожным безусловно. Это нифига не полезно, ещё и умереть можно. Здесь важно вставить такую пометку, как в роликах: «Не повторяйте это самостоятельно без подготовки». Прежде, чем пробовать одиночный поход, надо хотя бы раз пойти в горы с кем-то и прочувствовать, насколько это сложно.
Вторая сторона более личная. В походе ты сбрасываешь всё, с чем постоянно находишься здесь, в простой социальной жизни. Сбрасываешь всё напряжение, которое у тебя накопилось в обычной жизни от переговоров, работы и всего этого технологического фона. В походе ты в других отношениях с жизнью, у тебя нет связи, есть книга, ты сам и дикие животные.
В походе ты сбрасываешь всё напряжение, которое у тебя накопилось в обычной жизни от переговоров, работы и всего этого технологического фона
Кстати, у людей на этот счёт порой сильно отличаются мнения. Некоторые из тех, кто часто ходит в горы, боятся опыта одиночного похода и не понимают, зачем он нужен. Один из таких знакомых мне сказал: «Для меня компания два человека — это ничто, я умру от одиночества».
Для меня же поход — это освобождение и контраст с обычной жизнью. По возвращении из похода ещё какое-то время чувствую силу и свободу, которая у меня была там. Я бы даже так разделил: есть рабочий год, отпуск, личная жизнь и семья, а есть поход в горы — это два разных мира.
Карпаты: тридцатисекундный ролик с пейзажами из моих походов
Какие у тебя ближайшие цели по профессиональному развитию?
Я не могу сказать однозначно, что буду делать дальше. Ещё с института я пытался понять, чего хочу. В какой-то момент понял, что всё вокруг — интересно и останавливаться на чём-то одном необязательно.
У меня вызывает радость всё, что связано с творчеством, потому что оно часто приводит к другому творчеству. Например, я не планировал работать с печатной графикой, но познакомился с книгами Чихольда. Проникся, начал сам работать с книгами. Перешёл от дизайна сайтов к вёрстке книг. Затем к каллиграфии и от неё — к созданию логотипов. И после — к тому, чтобы с полученным опытом руководить людьми.
Работа над разноплановыми проектами делает твой мир по-настоящему интересным — ты встречаешь разных людей из разных сфер, погружаешься в неизвестные области знаний.
Даже если у тебя нет возможности путешествовать по городам и странам, твоя жизнь будет путешествием по собственным проектам: на завод или производство, в дом писателя или юриста. Каждый из проектов — как целый мир.